Эдинбургский фестиваль искусств: без политики не обошлось

Главные премьеры театрального смотра в столице Шотландии
PAVEL ANTONOV

В афише влиятельного международного смотра, открывшегося 9 августа, – большой разброс событий: от постановок режиссеров первой величины до балетов и экспериментов на стыке театра и спорта. «Пятница» выделила три ключевых сюжета фестивальной программы: политика, трактовки Шекспира и интерактив с участием зрителей.

А также Марталер

«Моя прекрасная леди» – еще один хит театральной программы . Знаменитый швейцарский режиссер Кристоф Марталер поместил профессора Хиггинса и его подопечных – многочисленных клонов цветочницы Элизы Дулиттл – в лингафонный кабинет шестидесятых годов. Тренируя произношение, типичные марталеровские чудаки трогательно пропевают скороговорки о дожде в Испании (The Rain in Spain Goes Mainly in the Plane) под аккомпанемент рояля и ужимки огромного, уморительно смешного, похожего на Франкенштейна существа. Вместо правильной речи они демонстрируют тонкое чувство юмора, который в основном передается при помощи жестов, – и это еще один фирменный знак спектаклей Марталера. 14-15, 17-19 августа

В ожидании кораблекрушения

Одного только нового спектакля Арианы Мнушкиной «Крушение «Безумной надежды» достаточно, чтобы немедленно отправиться в Шотландию. Не каждый год создательница легендарного парижского Theatre du Soleil выпускает премьеру. К тому же в ближайшие годы она вряд ли посетит Россию: политическое измерение слишком важно в ее многослойном, левом, идеалистическом искусстве.

Действие ее спектакля разворачивается на крошечной съемочной площадке накануне Первой мировой войны. Владелец трактира месье Феликс, режиссер Жан Ля Палетт, его сестра-оператор мадам Габриэль и русский художник Василий снимают немую фильму по мотивам «Кораблекрушения «Джонатана» Жюля Верна. Их скромное и увлекательное мероприятие с самого начала обречено, не только потому, что держится в стороне от гигантов набирающей силу киноиндустрии, но и потому, что на дворе лето 1914 года. На сцене появляются реальные исторические персонажи: в том числе прекраснодушные австрийские эрцгерцоги Рудольф Габсбург и Иоганн Сальвадор, мечтавшие о равенстве полов и сословий перед законом, отказе от колониальных войн и объединенной Европе, а также Чарльз Дарвин и королева Виктория. В финале под угрозой мобилизации и эмиграции киногруппа заканчивает последние сцены своей фильмы. Участники съемок изо всех сил разыгрывают характерные для немого кино авантюрные приключения и мелодраматические сцены и дружно треплют нарисованный задник, изображающий океан.

Спектакль Мнушкиной размышляет о роли художника в глобальных исторических процессах, говорит о проблемах, которые не удалось разрешить Европе в ХХ веке.

23-25, 27-28 августа

Законы ремесла

В афише Эдинбурга сразу три шекспировские постановки: «2008: Макбет» польского режиссера Гжегожа Яжины, «Обесчещенная Лукреция» Royal Shakespeare Company и новый «Сон в летнюю ночь» московской Лаборатории Дмитрия Крымова. Все они далеки от традиционного взгляда на классика: в «Обесчещенной Лукреции» ирландская поп-певица Камилль ОʼСалливан говорит и поет от лица разных героев, а в спектакле Крымова помимо драматических артистов есть и куклы, и певцы, и акробаты.

Среди многочисленных героев «Сна в летнюю ночь» Крымову наиболее близки не влюбленные или эльфы, а ремесленники. Неслучайно он ставит в центр спектакля интермедию о Приаме и Фисбе, которую в пьесе разыгрывают мастеровые, повторяя слова о том, что театр есть ремесло, а искусство есть сон. У Яжины в «Макбете» это тоже сон – но страшный. Польский режиссер превращает трагедию Шекспира в кошмар современного ближневосточного военачальника, буквально купающегося в крови и не способного остановить однажды запущенный в борьбе за власть маховик насилия. Причем все кровавые страсти разворачиваются здесь в холодной техногенной вселенной: многослойный саундтрек, транслируемый в наушники зрителей, завораживает и придает ей объем.

11-13, 15-18 августа, «2008: Макбет»

22-26 августа, «Обесчещенная Лукреция»

24-26 августа, «Сон в летнюю ночь»

Пешком на Трон Артура

Впрочем, главный сюрприз фестивальной программы стоит искать в разделе Visual Arts. Всем желающим старше 12 лет, уверенным в своих физических силах, предлагается поучаствовать в мировой премьере. Это будет вписанное в окрестный ландшафт коллективное действо «Скорость света», существующее на границе науки и техники, уличного театра и спорта. Летом Олимпиады профессиональные бегуны и просто купившие билеты наденут на ноги спортивную светоотражающую обувь, возьмут в руки легкую электронную светотехнику и на закате поднимутся пешком на высокий холм под названием Трон Артура, откуда открывается панорамный вид на Эдинбург. Следуя фигурно проложенному маршруту, они станут частью массовой хореографической световой композиции.

До 1 сентября, «Скорость света»

До 2 сентября, www.eif.co.uk