«Прощай, моя королева»: Костюмное кино с Дианой Крюгер, а главное – с Леа Сейду

Две бывшие модели выступили с блестящими актерскими работами в исторической драме «Прощай, моя королева» – о том, что Марии-Антуанетте не зря отрубили голову
outnow.ch

На дворе 1789 год. Со дня на день грянет Великая французская революция – а пока Мария-Антуанетта нежится в Версале, даже не думая, что скоро увидит себя под номером один в рукописном листе кандидатов на усечение головы посредством гильотины. Этот зачин давно стал общим местом, идеальным началом для сочного костюмного фильма с одной из самых киногеничных и универсальных героинь в европейской истории – ее можно представить невинной жертвой и развратной сволочью, использующей мужчин, простодушной дурочкой, зависимой от роскошеств, вертихвосткой, презиравшей собственный народ, или трагической фигурой, сожранной кровожадной чернью.

Производитель исторических мелодрам со стажем, опытный француз Бенуа Жако предлагает нам трактовку одновременно традиционную и пугающе новую: в его кино Мария-Антуанетта предстает редкостной сукой, для достижения своих целей оперирующей, впрочем, вовсе не мужчинами, а женщинами. В центре повествования – великолепный лесбийский треугольник: королева в исполнении тонкокостной немки Дианы Крюгер, ее злокозненная фаворитка герцогиня де Полиньяк – в этой роли Виржини Ледуайен – и скромная, влюбленная в Антуанетту горничная, партию которой ведет пухлогубая Леа Сейду. Перед нами развернется история классического любовного предательства – королева любит одну, но соблазняет другую, верную и простодушную, чтобы в момент наступления пресловутого черного дня использовать в своих неприглядных целях. Главное занятие нанятой во дворец простолюдинки – читать Антуанетте вслух куртуазные романы; начитавшись, прислуга воображает черт знает что – королева меж тем заставляет их с фавориткой поменяться платьями и бежит из дворца подобру-поздорову. Что, как мы знаем, не поможет ей укрыться от народного гнева.

Предыдущая громкая экранизация истории самой светской из королев была сделана Софией Копполой – у нее титульная героиня в исполнении Кирстен Данст представала обогнавшей собственное время куклой, без всякого злого умысла пытавшейся вести безупречно гламурную жизнь за полтора века до появления глянцевых журналов. Знаменитая цитата про народ, который, будучи лишен хлеба, должен есть пирожные, в игрушечной драме Копполы превращалась в одну из ключевых визуальных метафор – пирожные мелькали тут и там, заполняя экран, заменяя воду и воздух.

Монаршая особа с чертами бывшего лица Dior, безупречной Крюгер, жрет не пирожные, но людей – и Крюгер умело добавляет в собственный образ хищной мощи и одновременно ангельской беспомощности. Но главная звезда мероприятия, вне сомнения, Сейду, от которой вряд ли кто-то ждал такой актерской самоотдачи; в фильме Жако она тем не менее легко переигрывает обеих партнерш – включая опытную Ледуайен, которую каждый видел в «Восьми женщинах» Озона и «Пляже» Бойла. Большую карьеру она начала всего-то несколько лет назад – фестивальная публика запомнила ее в роли вздорной кокетливой медсестры в «Лурде», затем были старлетки у Ридли Скотта, Вуди Аллена, Тарантино, а потом киллерша в четвертой «Невыполнимой миссии». Сегодня Сейду, вчерашняя модель с канонической внешностью «скулы – губы», становится главной актрисой континента, прости Господи, – чуть ли не Изабель Юппер. Ради нее, в общем, и стоит смотреть эту средневзвешенную костюмную мелодраму.