Премьера «Франциска»: попытка водрузить современную оперу на академические подмостки

Монолог умирающего святого для двух чтецов и контратенора исполнят в Большом театре
Евгений Кириллов

До конца года нас ждут четыре новых постановки в формате «современная опера». Это инициатива режиссера Василия Бархатова, который создал и возглавил государственный (финансируемый Минкультом и частично спонсорами) проект «Опергруппа», чьи первые шаги – лишь начало большой программы внедрения новых оперных сочинений в репертуарные музыкальные театры.

Идею эту можно только приветствовать: оперные театры боятся неизвестных названий, а опер современных композиторов боятся как чумы.

Впрочем, блокаду случалось и прорвать. В 2005 году на Новой сцене Большого театра вышли классические по форме «Дети Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. Спектакль неожиданно заинтересовал общественность – поскольку депутаты Государственной думы обратили ее внимание на то, что автором либретто является писатель, в других произведениях которого употребляется слово «кал». Успех «Детей Розенталя» несомненно разбудил директоров театров. Однако заказывать оперы стали всё кому-то не тому. Большой театр поговорил с Филипом Глассом и отступился, услышав цифру гонорара. Мариинка поставила «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова (которые позже провалились в Лондоне), а потом, выпустив неплохой триптих гоголевских короткометражек молодых композиторов, все-таки обратилась к проверенному Родиону Щедрину. Пермский театр включил в афишу безрадостный «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского. В Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко вышел спектакль Дмитрия Крымова «Х. М. Смешанная техника» – по существу, это был драматический театр, где специально написанной музыке Кузьмы Бодрова отводилось второстепенное место.

На этом фоне гораздо лучше обстоит дело с операми камерными, которые можно поставить на совсем небольшие средства: скажем, последний сезон Камерный музыкальный театр имени Покровского завершил сразу двумя спектаклями по произведениям маститых современных композиторов – «Альбомом Алисы» Владимира Рубина и Диптихом Владимира Кобекина. И все же самые интересные современные оперы появлялись в стороне от оперных театров (например, в «Школе драматического искусства», где есть профессиональный хор, возник очаровательный «Гвидон» Александра Маноцкова). А порой и вовсе в экзотических местах: в петербургском Планетарии, в московском Центре дизайна Artplay, в подвале «Винзавода». Именно эти оперы (композиторов Владимира Раннева, Дмитрия Курляндского, Алексея Сюмака) и им подобные принято называть «современными».

При этом «современная опера» ничем не современнее, чем те же «Дети Розенталя»: одни композиторы пользуются средствами, изобретенными шестьдесят лет назад, другие – в классические времена, третьи молятся на грегорианский хорал, а четвертые ухитряются все это комбинировать: за последние полвека никто ничего нового не изобрел. Поэтому «современная опера» – это просто формат, своего рода подвид камерной оперы. В нем сплошь и рядом используется видео и танец, в ней часто нет сюжета, нет персонажей, нет оркестра, а поют ее певцы со специальной подготовкой – отнюдь не те, кого мы слышим в Большом театре.

Так вот, «Опергруппа» – это героическая попытка Василия Бархатова, а также критика Дмитрия Ренанского и продюсера Анны Маховой таки водрузить современную оперу на большие подмостки. Преодолеть, как они говорят, дистанцию «между современной академической музыкой и публикой». А там, глядишь, – «ежегодное проведение Лаборатории современной оперы, расширение деятельности в регионы России, реализация образовательной программы» и прочие пункты программы.

Наполовину расчеты «Опергруппы» уже оправдываются: в двух случаях из четырех музыкальные театры пошли навстречу. Большой театр покажет – на Новой сцене – оперу Сергея Невского «Франциск», монолог умирающего святого для двух чтецов и контратенора – его исполнят не артисты Большого, а приглашенные оркестр и хор Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко взял «Слепых» Леры Ауэрбах, чей балет «Русалочка» уже идет на его сцене. «Слепые» – опера по Метерлинку для двенадцати певцов а капелла, исполнять ее будут-таки певцы театра, а дирижировать – главный дирижер театра Феликс Коробов. Остальные два проекта пройдут, что привычнее для современных опер, все-таки не на академических сценах: «Сны Минотавра» Ольги Раевой по Владимиру Сорокину – в Театре наций на фестивале «Территория», «Три четыре» Бориса Филановского на тексты Льва Рубинштейна – и вовсе в башне «Федерация» комплекса «Москва-Сити».

Все проекты осуществят молодые режиссеры, в их числе набирающий известность 30-летний Дмитрий Волкострелов, работающий в драме (опера «Три четыре»). Всего состоится шесть режиссерских дебютов («Франциска» поставит студент РАТИ Владимир Бочаров, а спектакль «Сны Минотавра» разобьют на три части, и у каждой будет свой постановщик). Это крайне насущно, поскольку оперный режиссер у нас еще большая редкость, чем оперный композитор. Об успехе «Опергруппы» мы сможем доложить тогда, когда директора театров захотят оставить оперы современных композиторов в своем репертуаре. А об успехе современной оперы – тогда, когда амбициозные и талантливые новинки потеснят в репертуаре наших любимых классиков.

«Франциск», 12, 13 сентября, Большой театр, Новая сцена; «Сны Минотавра», 12 октября, Театр наций, полное расписание событий на www.opergruppa.com