Александр Вершинин: Принуждение к обществу

Молодое поколение американцев переезжает из пригородов в города и отказывается от личных автомобилей в пользу общественного транспорта – таков новейший тренд в самой автомобильной стране мира

Молодое поколение американцев переезжает из пригородов в города и отказывается от личных автомобилей в пользу общественного транспорта или велосипедов – таков новейший тренд в самой автомобильной стране мира. Об этом свидетельствует не только статистика продаж, которую автогиганты Детройта и работающие на рынке конкуренты придирчиво собирают и анализируют, но и количество водительских прав, получаемых молодежью. Многие более не утруждают себя изучением правил дорожного движения и сдачей экзаменов на права – ни в четырнадцать, ни в шестнадцать, ни даже в тридцать лет.

Боссы крупнейших автокомпаний уже несколько лет лихорадочно экспериментируют, предлагая американской молодежи микромобили, смартмобили, электромобили – абсолютно любые четырехколесные средства транспорта. Каждый эксперимент, однако, оказывается неудачным, продажи проваливаются. Исследующие феномен социологи и бизнес-аналитики соглашаются, что причин для добровольного отказа от автомобиля действительно много, но главная из них – жизнь стала слишком дорогой. Почти сто лет подряд объектом желания для рядового гражданина был автомобиль, но эти времена прошли. Замена личному средству транспорта сегодня – дорогой смартфон и хороший ноутбук.

Подобные отказнические настроения как нельзя больше устраивают мэрии больших городов, чьи управленцы не способны решить проблему пробок. В отличие от сугубо практичных американцев европейцы по-прежнему цепляются за личное пространство во время поездок. И пусть это машина самого бюджетного класса, а салон не просторнее телефонной будки – не беда! Парадоксальным образом, по статистике владения личным транспортом, родина автоконвейера и первого серийного автомобиля Ford Model T уступает не только Англии, Италии, Германии и Франции, но даже Испании и тесной Японии.

Поэтому государствам Западной Европы приходится буквально бороться с собственными эгоцентричными гражданами, не желающими задуматься об экологии, экономии и здоровом образе жизни. Для продвижения философии города без частных автомобилей европейские мэрии уже дюжину лет проводят Car Free Days, призывающие граждан оставить машину в гараже и насладиться пешей прогулкой или поездкой на велосипеде по хорошо знакомым улицам. По­следнее из таких мероприятий прошло в Брюсселе в середине сентября и было не слишком демократичным: центр города и три прилегающих района просто закрыли для частных автомобилистов. Общественному транспорту, такси, скорым, даже машинам дипломатов и прессы оставили право проезда по городу, но лишь при условии соблюдения скоростного режима в 30 км/ч.

А вот подданные британской короны в этом году решили не лишать себя комфорта, и лишь два городских совета из обычных пятидесяти собираются проводить мероприятия в рамках World Car Free Day. Мэрии оправдываются текущим экономическим кризисом: лишний раз затягивать пояса на острове никто не хочет. Зато в Испании, где без работы остался чуть ли не каждый четвертый, такой проблемы нет – большинство и так экономит на бензине и обслуживании автомобилей. Участвующих городов здесь рекордно много, целых 550, ведь каждому хочется праздника за казенный счет.

Не в пример более цивилизованно к переходу на общественный транспорт подошли в Эстонии, где власти Таллина на неделю отменили плату за проезд пассажирам, предъявляющим автомобильные права. Поскольку проект был признан удачным, таллинский транспорт станет бесплатным для всех с 2013 года. Этот смелый ход максимально приблизит Эстонию к утопической мечте специалистов международного Института инженеров электротехники и электроники (IEEE), утверждающих, что к 2040 году личные автомобили практически исчезнут, а личное пространство для пассажиров будут обеспечивать разве что роботизированные беспилотные такси или взятые напрокат робомобили.

Автор – продюсер сайта Агентства экономической информации «Прайм»