Игорь Сердюк: Танин ершистый

Во времена моей молодости, чтобы продегустировать вино, надо было найти пустую винную бутылку, отстоять с ней длиннющую очередь в магазин на Комсомольском проспекте, вырвать с боем в обмен на стеклотару бутылку «Салюта» и уединиться с ней в подъезде недалеко стоящего дома

Во времена моей молодости, чтобы продегустировать российское вино, надо было найти пустую винную бутылку, отстоять с ней длиннющую очередь в магазин на задворках Комсомольского проспекта (или гастронома на Калининском), вырвать с боем в обмен на стеклотару бутылку шипучего вина «Салют» (или, если повезет, еще теплого после пастеризации «Арбатского») и уединиться с ней в подъезде недалеко стоящего дома. В такой романтичной обстановке закалялись изнеженные вкусы.

Сегодняшние дегустации проходят куда приятнее. Хотя очереди по-прежнему в наличии – не к деревянному прилавку за «Салютом», а на свободные места в зале. Так было и недавно, во время двух представительных и престижных дегустаций, прошедших в Москве почти одновременно. Первая состоялась на кухне «Афиши», куда еле втиснулись более полусотни журналистов и не меньше десяти виноделов Краснодарского края и Ростовской области. Свои лучшие вина здесь показывали и индустриальные гиганты, такие как «Фанагория», и «микровиноделы», как Иван Каракезиди, и обеспеченные энтузиасты нового времени, как «Лефкадия», и те, кто пытается переосмыслить наследие старой школы, как виноделы Дербента или Цимлы. Задушенные, окисленные, слишком молодые, неоправданно состаренные, удачные и просто прекрасные – все российские сорта были тут.

Однако, несмотря на дисциплинирующие комментарии самих виноделов и понимающих в вине журналистов, разобраться в многочисленных купажах оказалось трудновато. Только настроишься, например, на сорт винограда «красностоп золотовский» и начнешь привыкать к его ершистым танинам, как вдруг появится в купаже «красностоп анапский», и танинов как не бывало. И задумаешься: а был ли вообще красностоп?

Другой примечательной акцией российского виноделия стала дегустация вин-медалистов краснодарского конкурса «Южная Россия». Дегустационной площадкой был один из конференц-залов выставки World Food, и облагороженные весом своих золотых медалей вина соответствовали чинному настроению международного салона. Выбранные полгода назад авторитетным жюри, они казались аккуратно причесанными и словно одетыми в школьную форму. Названия виноделен почти все те же, что и на первой дегустации, но как много значит для вина конкурсный строгий отбор! И как важно иногда приглашать на наши необъятные нивы бесстрастных англо-саксонских экспертов.

Обе дегустации успешно прошли, а самое интересное, как это часто бывает, осталось за кадром. Пока суд да дело, в Москву были доставлены и очень узким кругом продегустированы первые опытные образцы долгожданных сухих тихих вин от «Абрау-Дюрсо». В свое время «Абрау» выпускало не только игристые – о них помнят сейчас лишь люди преклонного возраста да чудаки, листавшие старое издание «Книги о вкусной и здоровой пище». И вот это вино возвращается – из винограда, выращенного на новых виноградниках под Геленджиком, сделанное талантливыми руками винодела Алексея Толстого. Белый совиньон и шардоне, наполненные ароматами луговых цветов и спелых зеленых яблок, а также каберне и мерло, в которых смородина и вишня нежно заигрывают с гвоздикой и черным перцем. Вина, чистые и интригующие, у которых еще нет ни названия, ни этикетки, но о которых уже хочется говорить – даже в очереди.

Автор – куратор проекта «Винотека.ru»