Анастасия Лыкова: Растроение личности

Современные покупатели бывают трех типов: Мечтатель, Исследователь и Искатель

Я гуляю в «Атриуме», – сообщает мне по телефону моя новая подруга Женя. Жене 24 года, она живет между Бали, Сингапуром и Парижем, учит грудничков плавать, дает консультации как личный стилист и как дизайнер интерьеров, к тому же ноги у Жени длиннее, чем у Адрианы Скленариковой.

Словом, по моим представлениям, в Москве Жене надо гулять где-нибудь на «Красном Октябре» или «Винзаводе» – а уж никак не в обыкновенном торговом центре рядом с вокзалом.

«Ну что ты! – возражает Женя. – В «Атриуме» сразу становится понятно, что в городе происходит!»

Ну да, ну да – это в Китае и Великобритании торговые центры – согласно исследованию международного брендингового агентства Fitch – все пустеют и пустеют. А вот в Москве – и не думают. Потому что в нашем городе – может быть, из-за плохой погоды, а может, потому, что больше толком некуда податься – прогулка по торговому центру – это отдельная форма досуга, не всегда с покупками связанная. В торговый центр надо нарядиться, там надо придирчиво рассматривать окружающих, любоваться своим отражением в витринах и вообще укреплять уверенность в себе – и все эти занятия не надоедают москвичам и гостям столицы уже лет пятнадцать.

Впрочем, покупки в торговых центрах тоже делают. Согласно тому же исследованию Fitch, 54 процента респондентов по-прежнему предпочитают приобретать вещи в обыкновенных магазинах и только 30 процентов – через интернет.

Но самое интересное в исследовании под названием «Удовольствие покупать 2012» не это.

Креативные сотрудники агентства обнаружили три типа современных покупателей. И поэтически назвали их Мечтатель, Исследователь и Искатель. Если в двух словах, то Мечтатель толком не понимает еще, что ему нужно, поэтому изо всех сил смотрит по сторонам, Исследователь – определился, но не до конца, а Искатель – точно знает, что хочет купить, и его ничем дополнительным уже не соблазнишь.

Может, конечно, у меня шизофрения, но я тут же обнаружила в себе все три типа. Вот когда я иду за продуктами, как Мечтатель я кладу в корзинку мускатный орех и кумин – чтобы когда-нибудь приготовить что-то необыкновенное; как Исследователь беру сразу три вида мацы – потому что мои сыновья какую-то едят, а какую-то – нет, поди пойми почему; а как Искатель я покупаю батончик «Бабаевский» со сливочно-помадной начинкой, потому что нет на свете шоколада вкуснее.

Кстати, «Удовольствие покупать» выявило, что в России половина респондентов тратит на покупку продуктов по шесть часов в месяц. Это значительно больше, чем в Индии, Великобритании, США, ОАЭ и Бразилии. «Ну конечно, – смеется Женя, – покупать еду мешками – это такая национальная традиция. Больше так никто не делает. А вот мы очень любим сначала покупать, а потом половину выбрасывать».

А ведь и правда – вид от души набитого холодильника почему-то радует даже больше, чем собственное неправдоподобно худое отражение в коварной витрине «Атриума».