Надеть тюремную робу, чтобы посмотреть кино

В Лондоне набирают популярность «секретные» кинотеатры, отели и галереи
Mike Massaro/ Secret Cinema

Купи – а там разберешься

Тягу людей ко всему секретному и таинственному эксплуатирует не только Фабьен Ригалл. Есть и другие желающие.. Еда Об обедах, сервируемых Experimental Food Society, мы знаем лишь то, что там подадут произведения «мастеров пищевого ландшафта, художника по тортам, гастропортного, скульптора по маргарину, пищевого футуролога, повара-концептуалиста» и пригласят в «кулинарное кабаре». Где и когда состоится обед – неизвестно. Цена от 90 фунтов. Компания также проводит бесплатные лекции на тему экспериментальных театрализованных застолий. www.experimentalfoodsociety.com/society.html По такому же принципу работает Gingerline: это и обед, и перформанс, и театральное представление. Мероприятия проходили в цирке, церкви и подземном туннеле для поездов. Адрес сообщают за час до начала. Цена – 50 фунтов. www.gingerline.co.uk/ Путешествия Можно участвовать в аукционе на покупку путевки в место, которое неизвестно заранее. Вы указываете только даты, количество ночей и приблизительное описание климата, чтобы не оказаться на горнолыжном курорте в плавках. www.luxurylink.com/last-minute-travel-deals/mystery-offer В Magical Mistery Tours подбирают секретную поездку по датам, бюджету и пожеланиям типа: «надоели пляжи», «обожаю фьорды», «хочу много стейков». В основном агентство работает с молодоженами, отправляющимися на медовый месяц. www.magical-mystery-tours.com Pacific Islands чуть более конкретны – ясно, что речь идет о тропических островах в Тихом океане. Предлагают поездки в Австралию, Новую Зеландию, а также на Таити, Фиджи или Острова Кука, но куда именно – ясно будет только после покупки тура. (Только для граждан США.) www.islands.com/articles/pacific-islands-mystery-sale

Нас строят в колонны, разводят по автобусам с заклеенными окнами. Прохожие оглядываются, а машины уступают дорогу

Секретность и непредсказуемость все больше востребованы публикой. В Лондоне в конце октября начал работу Secret Hotel и Secret Gallery, созданные в дополнение к event-проекту Secret Cinema. Его придумал и воплотил Фабьен Ригалл, основатель фестиваля короткометражного кино Future Shorts. Суть идеи в том, что посетитель заранее не знает, на какой фильм он идет, и прежде, чем кино начнется, ему предлагают стать участником спектакля по мотивам будущего просмотра, попасть в соответствующие декорации (например, фильм Гаса Ван Сента «Параноид Парк» демонстрировался в психиатрической больнице). «Люди не хотят тратить деньги на то, чтобы сидеть в кресле с попкорном. Они хотят получать культурный опыт и, что еще интереснее, знакомиться с единомышленниками», – объясняет Ригалл «Пятнице».

Он подчеркивает, что принцип секретности можно использовать в путешествиях, музыке, отелях, ресторанах, свадьбах, клубах, игорном досуге – где угодно. И что он так и делает. «У нас уже есть «Секретный ресторан», где мы кормим тематической едой из фильма, на который куплен билет, и сообщество «Секретное плавание», участники которого устраивают флешмобы на воде. «Секретный отель» даст возможность зрителям остаться в фильме на ночь, а в «Секретной галерее» будут показаны артефакты, имеющие отношение к просмотренной картине».

Event-компания Ригалла – успешное предприятие: на секретных просмотрах с 2005 года побывало уже 150 тысяч человек (билет стоит 50 фунтов). Все рекорды побил «Прометей» Ридли Скотта в июле: за месяц состоялось 38 показов, было собрано 720 тысяч фунтов, общее число зрителей – 25 тысяч человек. Для тематического представления под космический корабль был переоборудован склад недалеко от станции «Юстон» в Лондоне.

Количество поклонников проекта Secret Cinema в разных социальных сетях приближается к 2,9 млн. В Лионе во время съезда независимых европейских кинопрокатчиков Europa Distribution 20 октября Ригалл поделился дальнейшими планами: в 2013 году открыть представительство Secret Cinema в Нью-Йорке, а затем в Париже, Берлине и Москве.

Корреспондент «Пятницы» побывал на одном из последних мероприятий Future Cinema в Лондоне.

Усач в форме

Сначала я получила по почте идентификационный номер, который нужно было выучить наизусть, а за день до премьеры пришло письмо с указаниями, куда и во сколько явиться – «Библиотека Бетнал Грин, 17:30». Там же содержались инструкции: белый верх, темный низ, галстук, плотное, глухое нижнее белье, никакого макияжа, волосы убрать, минимум личных вещей.

На входе была толпа. Всех зарегистрировали и оставили ждать на длинной лестнице перед закрытой дверью. Я оглядываюсь по сторонам. На стенах развешаны зарисовки судебных процессов, дверь загораживает усач в форме американского полицейского 1950-х годов. Через минуту нас ввели в полуосвещенное помещение, где судья выдал каждому папку с указанием срока. Томас Коллин (то есть я) получил восемь лет за вождение в нетрезвом виде. Перед тем как ударить молотком, судья не забывает напомнить, что таких несознательных граждан, как я, он люто ненавидит.

Нас строят в колонны, разводят по автобусам с заклеенными окнами. Прохожие на лондонских улицах оглядываются, а машины уступают дорогу. Пока у меня еще не отняли смартфон и я могу записывать происходящее, но при вспышках фотокамер охранники орут как ненормальные. Нас высаживают, заводят в кирпичное здание, где заставляют раздеть­ся до белья, забирают личные вещи, раздают тюремные робы. Все это совсем не похоже на кино, хотя я пришла на кинопоказ. Правда, я пока не знаю, что будут показывать. Ясно только, что про тюрьму.

Ничего, кроме времени

Моим соседом по камере оказался убийца. Он напрочь отказывался отвечать на вопросы, а меня воспринимал только как отбывающего срок пьяного водителя. Неожиданно в коридоре раздались крики, к нашей камере подбежал окровавленный заключенный, умоляя о помощи. Охранники избили его, прижав к решетке нашей камеры. Пораженный увиденным, зритель номер 137-289 из соседней камеры говорит: «Обычно я точно знаю, на что иду, и постоянно контролирую ситуацию. А тут покупаешь билет и подчиняешься чужой воле. Не ожидал, что с нами будут так строго обращаться».

За четыре часа, которые длится подготовка к просмотру фильма, заключенные успевают пообедать бобами в тюремной столовой, поссориться с охраной, сходить на прогулку, где всех гоняют по кругу, заставляют отжиматься и играть в волейбол. После прогулки наступает тихий час, во время которого зрители («белые воротнички» из Сити, адвокаты, агенты по недвижимости, врачи, журналисты и китайские туристы) отливают свечи, клеят рождественские открытки и вышивают фразы: «У меня ничего не осталось, кроме времени». В комнате для вышивания заключенные синхронно поднимают и опускают иголки – многие держат их в руках впервые (все поделки позже продадут на рождественских ярмарках, а вырученные средства пойдут на поддержку реальных заключенных). Сотрудницы тюрьмы читают лекции о том, что ручной труд успокаивает и заставляет человека задуматься о грехах и способах их исправить.

Кино – театр

Для воссоздания атмосферы «Побега из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта компания Future Cinema использовала здание католической школы на востоке Лондона, автобусы AEC Regal 1950-х годов, около 450 тюремных роб, оборудование для производства свечей, открыток и вышитых картин, тюремную посуду. В постановке задействовали порядка 50 актеров. Когда дело наконец доходит до фильма, все 450 участников успевают перезнакомиться не только между собой, но и с актерами, которые, впрочем, упорно не выходят из роли.

В этом и заключается смысл происходящего – погрузить зрителей в атмосферу фильма настолько, что они становятся другими людьми. Невероятно, насколько быстро пестрая, шумная лондонская толпа стала тихой и покорной группой заключенных. Попав наконец в спортзал, на стену которого проецируется «Побег из Шоушенка», зрители начинают принимать фильм по-настоящему близко к сердцу, ведь они только что испытали на своей шкуре, что такое тюрьма.