Балет The Second Detail в Перми: Запустили пламенный мотор

Пермский театр оперы и балета поставил The Second Detail Уильяма Форсайта. До этого бескомпромиссный хореограф-авангардист сотрудничал в России только с Мариинским и Большим театрами
Стиль Форсайта освоили и в Перми/ Пермский театр оперы и балета

В Перми мысль о постановке Форсайта внедрил Алексей Мирошниченко. Молодой главный балетмейстер приехал на Урал из петербургского Мариинского театра, где как раз был «главным по Форсайту» – репетитором его программы. Три года назад эта идея казалась прекраснодушной иллюзией: пермская труппа танцевала величаво, торжественно и очень медленно. То есть строго перпендикулярно тому, чего требует от исполнителей Форсайт, чьи опусы заточены, кажется, для каких-то космических существ, у которых вместо суставов – расплавленная плазма, а вместо сердца – пламенный мотор.

The Second Detail, который выбрали для пермского дебюта, создан еще в тот период, когда хореограф не перешел к сложнейшим танцевальным перформансам, а изучал возможности балета, уже не совсем классического, но еще пуантного. Старые конструкции Форсайт развинчивал и соединял в немыслимой последовательности, нагревая до кипения стремительными темпами музыки Тома Виллемса, охлаждая функциональными купальниками-трико и нагнетая давление с помощью космических перегрузок хореографии. Он безжалостно скручивал и выкручивал суставы танцовщиков, запускал их в немыслимых поддержках, заставлял вращаться во всех плоскостях, игнорируя законы физики.

Вот в этом стерильно-точном мире предстояло поселиться уральским принцессам, которые с негой танцевали даже Баланчина. Причем пермской труппе бросили настоящий вызов: The Second Detail в отличие от многих других хитов Форсайта рассчитан не на штучных мастеров, а на полтора десятка танцовщиков. В электрическом свете балетной операционной безжалостно четка каждая фигура в серебристом трико. Но с шоком телесного несовершенства труппа справилась. Гораздо сложнее было выныривать из безликой группы в центр сцены, а в The Second Detail это постоянный прием Форсайта. Потери темпа и промазанные финальные точки обычно случались именно на первом плане. Зато безостановочные пулеметные очереди комбинаций почти не позволяли душевных рефлексий, которые любят подпустить в эту высшую математику отечественные артисты. Механизм высших сил действовал идеально и бесперебойно. Когда в финале эта энергия инопланетных существ столкнулась с неожиданно врывающейся в центр девушкой в белом платье, закоротило именно так, как и задумано в спектаклях Форсайта. Так и пермская премьера The Second Detail неуклонное движение мира не остановила, но у кого-то из зрителей представление о балете навсегда изменила.