Группа АВИА сыграла с физкультподдержкой

Первый за много лет московский концерт легендарной питерской рок-группы АВИА показал: эстетика советского авангарда до сих пор вызывает интерес
АВИА получила физкультподдержку/ Д.Абрамов/ Ведомости

Группа АВИА образовалась в конце 80-х и, пока их товарищи по ленинградскому рок-клубу рвали души и струны в поисках смысла жизни или же едко прохаживались по советской власти, на полном серьезе воссоздавала в концертах эстетику массовых праздников 20-х гг., когда у русского авангарда был роман с русской революцией. Или не на полном серьезе? Понять было трудно. И это, с одной стороны, выводило яркие перформансы АВИА, усиленные «физкультурной группой» под руководством мима Антона Адасинского, далеко за рамки обычного рок-концерта, а с другой – не позволило им стать стадионными суперзвездами.

АВИА постепенно сошла на нет к середине 90-х. Адасинский уехал в Германию и создал успешный пластический театр DEREVO, а основные музыканты группы – клавишник Николай Гусев и саксофонист-гитарист Алексей Рахов – примкнули к другим проектам.

Лишь в феврале 2011 г. прошло клубное выступление АВИА в Петербурге. В июле 2012 г. – участие в этнофестивале «Сотворение мира» в Казани. И вот 1 декабря – большой концерт в Москве, на площадке «Политеатра». Он дает представления в лектории Политехнического музея, том самом, в котором устраивал диспуты Владимир Маяковский. Лучшую площадку для первого за 15 лет большого концерта АВИА трудно было придумать.

И АВИА не подкачала. Пока основные участники играли свои партии и плясали на авансцене, «физкультурная группа» в составе шести отроков и отроковиц в рабочих комбинезонах выстраивала живые пирамиды, демонстрировала производственную гимнастику и наглядную агитацию с флажками и транспарантами. Две стройные девушки изящно управлялись с громоздким баяном и огромным баритон-саксофоном, а в промежутках лихо отплясывали наперекор своим строгим деловым платьям и туфлям-лодочкам. Изумителен был Адасинский, которого живьем мы видим сейчас не так часто, – он не просто в великолепной физической форме, но и настоящий шоумен, способный держать зал, ничего даже особенного не делая.

Диссонансов оказалось два. Прыгучему Алексею Ланскому, заявленному как «зав. физкультурно-поэтического сектора», трудно оказалось попасть в амбивалентную стилистику группы, чей расцвет, видимо, пришелся на годы его младенчества, и его речовки между песнями отдавали не 20-ми, а кондовой школьной линейкой 70-х. А главное – очень удручало, что половина звукоряда на рок-концерте была представлена в виде минусовки. И это несколько смазывало впечатление от мощного звучания «Я не люблю тебя», «Весенняя массовая» и прочих хитов АВИА.

Можно сказать, что АВИА представила действующую модель своего шоу в натуральную величину. Хочется надеяться, что группа вернется к полноценной концертной деятельности и лучше подготовит программу. Благо старомодной она ничуть не звучит: авангард – это навсегда.