"Украшение красивого": На выставке в Третьяковке показывают русский китч

Третьяковская галерея новой, веселой, выставкой «Украшение красивого» напоминает, что смешному есть место в национальном музее. Работы самых известных современных художников поддержаны здесь несколькими картинами классиков
Оружие Дмитрия Цветкова рукодельное, а не боевое/ С. Портер/ Ведомости

Полное название выставки «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве». Нечто элитарное, в смысле особо утонченного, в залах Третьяковки на Крымском Валу, где выставка проходит, найти трудно. Возможно, устроители имели в виду, что современное искусство – грубое, ерническое, неискреннее – как раз и можно теперь называть элитарным, предназначенным узкому кругу ценителей. Что только самый наивный зритель ждет от искусства красоты и гармонии, и надо признать, что иногда и дожидается. Но не на этот раз – по категории прекрасного ни одно произведение тут не проходит.

Утверждение, что красота – мечта обывателя, поддерживается известной серией Виталия Комара и Александра Меламида «Выбор народа», созданной в девяностые годы. И это важное для идеологии выставки произведение. Путем опроса граждан разных стран – что должно быть изображено на хорошей картине – художники писали небольшие пейзажи (везде этому жанру отдавалось предпочтение). На «Лучшей картине для России» есть сидящий Христос, медведь, лес, море и дети. На «Лучшей картине для Кении» – также Христос, но вместо медведя – носорог, а белых детей заменяют черные взрослые. В американском варианте место Христа занимает Джордж Вашингтон, а взрослые и дети вместе, семьей. Худшие картины для разных стран, а они также есть на выставке, – всегда абстракции.

Ничто так быстро не стареет, как острота на злобу дня. Многие изошутки про красоту и наивную жажду высокого, веселившие двадцать лет назад, сегодня мало радуют. Тотальная ирония давно выполнила свою историческую задачу – низвергла ложных кумиров и сильно поднадоела. Давшая выставке название работа Валерия Кошлякова «Украшение красивого» – неожиданное исключение из надоедливой череды однотипных работ по раскрашиванию готовой печатной продукции. Художник, наверное, веселился, раскрашивая советские рекламные фотографии из кинофильмов, но и по своему обычаю превращал их в руины исчезающей культуры, а что пройдет, то будет мило.

По сути, вся выставка, очень забавная при просмотре, есть демонстрация спекуляций современных художников на чужих достижениях и чувствах. Наивные и псевдонаивные цитаты из классики и народного творчества – васнецовских «Богатырей», перовских «Охотников на привале», картин Малевича, Кандинского, Матисса, раскрашенных клеенок и прикроватных ковриков – основное содержание «Украшения красивого». Это, разумеется, не значит, что все современное искусство паразит и не знает серьезных высказываний. Просто будь выставка хоть чуть-чуть побольше, могла бы стать утомительной и однообразной. А так – держит внимание и хорошее настроение.

Но достоинство ее не в систематизации по тематическим разделам – «Квазифольклор», «Ориентализм», «Артисты искусства», а в качестве отдельных вещей. И не только художников-классиков, поддерживающих художественный уровень показа, – искренней «Данаи» Василия Чекрыгина или русопятой «Красавицы» Бориса Кустодиева – но и постсоветских. Парчовый блеск «Посвящения Оскару Уайльду» Тимура Новикова, лопата Витаса Стасюноса, раскрашенная под Гжель, парадоксальное «Лебединое озеро» Григория Майофиса если и вызывают сегодня улыбку, то скорее сентиментальную, чем ироническую.

Вторая часть «Украшения красивого», посвященная портретам, проходит в «Галерее Вересов», партнере Третьяковки по этой выставке.

До 3 марта