Статья опубликована в № 3258 от 24.12.2012 под заголовком: Впали в счастливое советское детство

Балет "Мойдодыр": Впали в счастливое советское детство

Балет по мотивам стихотворения Корнея Чуковского стал первым за несколько десятилетий произведением для детей, созданным по инициативе Большого театра
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Умывальников начальник сошел с книжных страниц на сцену Большого
Д. Юсупов / Большой театр

Балет Ефрема Подгайца прорвал многолетнюю блокаду, в которой оказались ведущие академические музыкальные театры, на время зимних праздников давно уже превращающиеся в прокатные конторы неизменного «Щелкунчика». Создание детских спектаклей превратилось в такую проблему, что несколько лет назад решать ее сообща взялись Большой театр, Союз театральных деятелей России и Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Еще в 2007 г. они объявили конкурс на создание лучшей партитуры спектакля для детей и юношества, победой в котором была объявлена постановка в Большом театре. Из 89 претендентов сначала было названо девять финалистов, партитуры которых рекомендовали для постановок в российских театрах. Большой выбрал среди них «Мойдодыра» Ефрема Подгайца. Это один из немногих композиторов, и без всяких конкурсов много пишущий для детей. Но, несмотря на очевидную танцевальность музыки, «Мойдодыру» долго пришлось ждать своего театрального воплощения: миниатюра Корнея Чуковского совсем не просилась в воображение хореографов.

Устрашающая история о бунте простыней, подушек, совка и свечки против мальчика – неряхи и грязнули не стала шлагбаумом лишь для молодого петербургского хореографа Юрия Смекалова, победителя последнего Московского международного конкурса хореографов. Он добился согласия на создание собственного либретто и придумал собственную сказку. В полном соответствии с балетным стандартом в «Мойдодыре» мальчик Замарашка получил мечту в виде девочки Чистюли, а также друга – мутанта Котобенка (увы, па-де-труа а-ля «Корсар» Смекалов не предусмотрел). Прямо из стихотворения Чуковского на сцену выпрыгнули брюки и рубашка, учебники грамматики и арифметики, крокодил, ставший Крокодядей, а там уж неуемная фантазия либреттиста добавила солдачистов, Генерамылиуса, Студента из Африки и Студентку из Иванова, Тетку с авоськой, Мамашу с коляской... Волшебник, он же Чуковский, Поэтесса, она же Ахматова, Поэт-футурист, он же Маяковский, Репин – все это персонажи смекаловского «Мойдодыра». Постановщик нашел беспроигрышную идею сделать спектакль не только для детей, но и для родителей. Ее эффектно поддержал художник Андрей Севбо, превративший балет в ностальгию по эпохе Чуковского и Петрограду 1920-х годов. Действие четырех картин с эпилогом попеременно происходит в Таврическом саду и комнате Замарашки, еще не превращенной в коммуналку и оставляющей большое пространство для маневров Зубов и Волос, роскошного бунта Подушки, дефиле гигантских Брюк и торжественного выезда светящегося драндулета Умывальника.

Появление и опознание каждого из персонажей вызывает звонкий восторг зала, подкрепленный драйвом исполнителей, – кажется, «Мойдодыр» (в разных составах которого занята элита: Мария Александрова, незабываемая в роли агрессивной Главной мочалки, Екатерина Шипулина, Нина Капцова, Дмитрий Гуданов, Руслан Скворцов, Семен Чудин, Артем Овчаренко, Денис Савин) удостоен энтузиазма, равного лишь «Спартаку» и «Ивану Грозному». Не хватает этому балету лишь режиссера, который помог бы молодому хореографу в его первом полнометражном балете избежать длиннот, вызванных вдохновенным буйством фантазии.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more