Статья опубликована в № 3262 от 28.12.2012 под заголовком: Много шума и ничего хорошего

Художественная жизнь в 2012 году не порадовала

Художественная жизнь в этом году ничем особенным не порадовала, но настоящему искусству в ней места и не было, только политической активности
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Скульптура "Душегуб "Из время Ч" Гриши Брускина
МАММ

Одним из лучших художественных проектов уходящего года стало «Время Ч» Гриши Брускина, так решило и жюри Премии Кандинского. И дело тут не только в художественных достоинствах серии крашенных белым, под гипс, бронзовых скульптур, соединяющих эстетику советских пособий по гражданской обороне с босховскими и брейгелевскими шедеврами.

Тема «Образ врага» стала в этом году актуальнейшей. И именно в том смысле, который вложил в свое произведение художник: образ врага вечен, страх чужого в природе человека, поэтому играть на естественном страхе властям кажется выгодным. Однако образ темной силы получается не столько страшным, сколько карикатурным, и обличает прежде всего тех, кто им пользуется в уверенности, что ему верят.

Честно говоря, в этом году всем было не до искусства. Политизированность зрителей и споры про Pussy Riot не могли победить события художественные, к сфере чистого искусства относящиеся. Тем более что главные поставщики культурных событий прошлого года – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и культурный центр «Гараж» отдыхали. Музей только заканчивал серию юбилейных выставок, а «Гараж», оставивший реконструированный автобусный парк (шедевр архитектора Константина Мельникова) Музею толерантности, занялся обустройством новой территории в парке Горького и больших проектов не делал.

За неимением ярких художественных событий искатели культурных новостей сосредоточились на событиях околохудожественных и летом объявили конец арт-рынка и чуть ли не крах всего современного икусства. Информационным поводом послужило закрытие трех старейших и заслуженнейших галерей на «Винзаводе». Шумели все лето. А то, что только одна из галерей – Айдан Салаховой – закрылась, галерея XL и не закрывалась, а Марат Гельман осенью открыл свою галерею заново, никого особенно и не заинтересовало.

Неприятным событием стало и обсуждение нового здания Государственного центра современного искусства. Руководителей ГЦСИ обвиняли в некомпетентности, будто не понимая, по каким законам строятся новые столичные культурные объекты в нашем глубоко коррумпированном государстве.

Ну и главное – все эмоциональные силы художественного мира ушли на обсуждение акции Pussy Riot. Ищущие в искусстве удовольствия, радости и утешения в это время скучали.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more