Художественная жизнь в 2012 году не порадовала

Художественная жизнь в этом году ничем особенным не порадовала, но настоящему искусству в ней места и не было, только политической активности
Скульптура "Душегуб "Из время Ч" Гриши Брускина/ МАММ

Одним из лучших художественных проектов уходящего года стало «Время Ч» Гриши Брускина, так решило и жюри Премии Кандинского. И дело тут не только в художественных достоинствах серии крашенных белым, под гипс, бронзовых скульптур, соединяющих эстетику советских пособий по гражданской обороне с босховскими и брейгелевскими шедеврами.

Тема «Образ врага» стала в этом году актуальнейшей. И именно в том смысле, который вложил в свое произведение художник: образ врага вечен, страх чужого в природе человека, поэтому играть на естественном страхе властям кажется выгодным. Однако образ темной силы получается не столько страшным, сколько карикатурным, и обличает прежде всего тех, кто им пользуется в уверенности, что ему верят.

Честно говоря, в этом году всем было не до искусства. Политизированность зрителей и споры про Pussy Riot не могли победить события художественные, к сфере чистого искусства относящиеся. Тем более что главные поставщики культурных событий прошлого года – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и культурный центр «Гараж» отдыхали. Музей только заканчивал серию юбилейных выставок, а «Гараж», оставивший реконструированный автобусный парк (шедевр архитектора Константина Мельникова) Музею толерантности, занялся обустройством новой территории в парке Горького и больших проектов не делал.

За неимением ярких художественных событий искатели культурных новостей сосредоточились на событиях околохудожественных и летом объявили конец арт-рынка и чуть ли не крах всего современного икусства. Информационным поводом послужило закрытие трех старейших и заслуженнейших галерей на «Винзаводе». Шумели все лето. А то, что только одна из галерей – Айдан Салаховой – закрылась, галерея XL и не закрывалась, а Марат Гельман осенью открыл свою галерею заново, никого особенно и не заинтересовало.

Неприятным событием стало и обсуждение нового здания Государственного центра современного искусства. Руководителей ГЦСИ обвиняли в некомпетентности, будто не понимая, по каким законам строятся новые столичные культурные объекты в нашем глубоко коррумпированном государстве.

Ну и главное – все эмоциональные силы художественного мира ушли на обсуждение акции Pussy Riot. Ищущие в искусстве удовольствия, радости и утешения в это время скучали.