Московские театры приглашают на экскурсию

Можно увидеть, что происходит за кулисами, в кабинете главного режиссера и в гримерках
Марк Боярский

В гардеробе «Школы современной пьесы» зеркала в старинном духе, а на потолке портреты актеров

В «Табакерке» экскурсии охватывают не только сам крошечный театр, но и прилегающие к нему улицы

Я и две молодые женщины, Татьяна и Лариса, стоим в пустом зрительном зале театра «Школа современной пьесы», где в XIX веке находился знаменитый ресторан «Эрмитаж», а после революции – Дом крестьянина, и слушаем рассказ PR-менеджера Раисы Матряшиной. Зал, с 1989 года принадлежащий «Школе современной пьесы», красив: лепнина, огромные зеркала, красные портьеры. Раиса рассказывает о том, как в Татьянин день ресторан «Эрмитаж» отдавали на откуп гуляющему студенчеству. А потом обращает наше внимание на маленькую ложу – на ее месте раньше находилась эстрада, с которой пел Шаляпин – так, что, по легенде, трескались хрустальные подвески люстр. Мы, как по команде, поднимаем глаза к потолку. «Ну, вряд ли это те же самые люстры!» – говорит Раиса.

Провести на зимних каникулах бесплатные экскурсии по закулисью московских театров – идея Департамента культуры Москвы. Записаться на них можно было на сайтах или в кассах театров, и почти везде запись уже закрыта – экскурсии вызвали большой интерес у взрослых и детей. Поэтому то, что в «Школу современной пьесы» сегодня дошло немного народу, – исключение: должно быть, мороз помешал.

В проекте участвует 18 театров, среди них Театр им. Моссовета и «Школа драматического искусства», «Эрмитаж» и «Новая опера», МТЮЗ и Театр сатиры. При общности задачи (привлечь дополнительное внимание публики) к делу они подходят по-разному. Например, в «Табакерке» экскурсии захватывают не только сам крошечный театр, но и прилегающие улицы. В Театре на Таганке, естественно, делают ставку на историю и показывают кабинет Юрия Любимова. В Театре им. Маяковского экскурсантам показывают склад с костюмами из архивных спектаклей, разрешают примерить парики. В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко можно побывать на репетиции, спуститься в огромный склад декораций, где хранятся даже машины и мотоциклы. В Театре им. Пушкина, где и раньше проходили экскурсии по истории Камерного театра, находившегося в этом здании, на этот раз рассказывают о закулисье вообще – от того, как происходят быстрые переодевания актеров во время спектакля, до того, из чего делается бутафорская колбаса. В воссозданной гримерной можно увидеть, что обычно лежит на столике артиста, не конкретного, а среднестатистического – что-то в театральной «кухне» все-таки должно остаться скрытым от зрительских глаз.

Что же касается экскурсии по «Школе современной пьесы», то она хороша своей доверительной интонацией – ощущение от театра остается совершенно домашнее. Может быть, потому, что он маленький и не пафосный. Сцена, на которую приглашает нас выйти Раиса Матряшина, оказывается совсем не глубокой, хотя во время спектаклей это не заметно; в одной из гримерок мы смотрим на деревянную скамью, сделанную для Любови Полищук: актриса, выходившая в спектакле «А чой-то ты во фраке?» на пуантах, отдыхала на ней в перерывах между сценами. Нас пускают и в кабинет главного режиссера Иосифа Райхельгауза. В кабинете – большой круглый стол, за которым проходят читки пьес и репетиции, письменный стол с книгами и записями, скамейка, испещренная росписями разных знаменитостей, портрет Окуджавы. По поводу второго портрета на стене гадаем – кто этот рыжий человек, сморщившийся в шутовской гримасе, пока Ларису не осеняет: «Чубайс!» После экскурсии спрашиваю, почему она выбрала именно этот театр. Оказалось, случайно: Лариса встречалась со знакомой на Трубной площади и увидела запись на экскурсию. На спектаклях «Школы современной пьесы» она никогда не была. Уверяет: «Теперь придем!» На это и рассчитано.

До 13 января