Двухтомник "Российский джаз": Никакого академизма

Подготовленный редакцией портала Jazz.ru толстый двухтомник так же неоднороден и далек от академизма, как и явление, которое он берется описывать

На первый взгляд ярко-красный двухтомник «Российский джаз» кажется настоящей солидной энциклопедией: каждый том – по шестьсот страниц, два десятка авторов, десяток фотографов, охват – от самых истоков, джаз-бэнда Валентина Парнаха, впервые выступившего в Москве 1 октября 1922 г. (эту дату и предлагается считать «днем рождения российского джаза») до новейших течений и имен, взошедших уже в нулевые и даже десятые годы XXI в.

Но по мере знакомства с двухтомником понимаешь, что академизм его не стоит преувеличивать – собранный материал очень разнороден. Здесь и краткие исторические очерки о музыкантах, заложивших фундамент джазовой музыки в СССР, и развернутые, весьма субъективные, мемуары от первого лица свидетелей и участников джазовой жизни оттепели 60-х, и программные, полемически заостренные статьи, собранные в раздел с красноречивым названием «Проблемы и решения». Но больше всего – две трети первого тома и более половины второго – в книге интервью с участниками процесса, взятых на протяжении последних пятнадцати лет.

Раздел этот не только самый большой, но и самый любопытный. Джазовая тусовка в отличие от поп-полков и рок-легионов нигде не является массовой, а в России она и того меньше по вполне объективным причинам (на один только джаз прожить невозможно). Так что музыканты и импресарио, несмотря на это остающиеся джазменами, все друг друга знают и все друг с другом играли. Неудивительно, что мемуары постоянно пересекаются и порой существенно корректируют друг друга, а интервью напоминают порой игру в жмурки: интервьюеры и интервьюируемые делают вид, что не являются давними коллегами и не стояли только что на одной сцене.

В энциклопедиях, описывающих живых людей и живые явления, неизбежны вопросы: а почему такому-то музыканту посвящено столько страниц, а другому – вдвое меньше? А третий, звезда международных фестивалей и любимец публики, вообще лишь упоминается в обзорной статье «Новый джаз в России и его истоки в СССР». Ответ столь же неизбежен: конечно, книга эта крайне субъективна.

Двухтомник готовился редакцией портала Jazz.ru, с 1997 г. несущего в массы свет свинга и бибопа (а с конца 2006 г. подкрепляющего виртуальные усилия одноименным бумажным журналом). Так что неоднородность и спонтанность двухтомника – неизбежное последствие переноса журналистских материалов под твердую обложку. Неудивительно, что под этой же обложкой нашлось место и для избранных мест дискуссий на онлайновых форумах.

Впрочем, последствие не самое неприятное и вполне отвечающее духу описываемого предмета. И значение такого справочника в условиях острейшей нехватки проверенной информации трудно переоценить.

Российский джаз. В 2 томах. Под ред. Кирилла Мошкова и Анны Филипьевой. СПб, Лань; Планета музыки, 2013