Театральный альманах в Театре Ермоловой: Процесс важнее результата

Вступивший с приходом Олега Меньшикова в революционную для себя эру Театр Ермоловой продемонстрировал публике «Театральный альманах» на тему «Отцы и дети»

Ермоловский в этот вечер брали штурмом, как Зимний. Молодая публика, осаждавшая театр, была готова четыре часа терпеливо подпирать стенку в партере, тогда как на сцене восемь отважных молодых людей бились за руку Прекрасной Дамы, чье имя – Мария Николаевна Ермолова. Не зря на занавес перед началом каждой новеллы проецировался пазл со знакомым по портрету Серова силуэтом – дескать, соберем Ермолову заново.

Восьмерым молодым режиссерам дали волю делать на сцене все, что им заблагорассудится, но не более двадцати минут на энергичное высказывание по теме «Отцы и дети». Продюсеры Саба Лагадзе и Ксения Орлова пригрозили участникам, что если лимит будет превышен, рабочие, не обращая внимания на протесты, просто уволокут со сцены все декорации и реквизит.

Самыми занятными оказались новеллы, сделанные в технологии «вербатим». Режиссер Талгат Баталов в эпизоде «Сто лет на сцене» попросил ермоловцев просто постоять на сцене и ответить на простенькие вопросы о преемственности театральных поколений (мол, помните ли вы, дети, об отцах?), а Юрий Квятковский (новелла «Дженитория») добился от актеров совершенно нетеатральных интонаций, устроив двадцатиминутку воспоминаний о собственных родителях и детях. Кое-кто из режиссеров (Денис Азаров в новелле «Отцы и дети», Сергей Аронин в «Окололичностях») предпочел ни к чему не обязывающий, но уж точно не скучный жанр капустника. А вот попытку сделать честный реалистический эскиз будущего спектакля по пьесе Джоана Майтона «Период полураспада» предпринял один лишь Рустэм Фесак, и она оказалась предсказуемо провальной. В унылости он мог состязаться разве что с Михаилом Милькисом, который попытался предъявить мало осмысленный актерами текст Клима «Что с тобой, Анна?».

Отдельно надо сказать о выпускнике «Мастерской Кудряшова» Кирилле Вытоптове, который сделал самый неожиданный ход, изобретя альманах в альманахе под названием «(Не)совпадение. Стихи». Внутри этого поэтического альманаха отцы на равных состязались с детьми. Агния Барто – с современными поэтами, а сам Кирилл Вытоптов – с актером и режиссером Владимиром Кузенковым. Сама идея, впрочем, оказалась куда любопытнее, чем ее воплощение.

«Театральный альманах» в Ермоловском – это как раз тот случай, когда процесс интереснее результата. На сцену почтенного театра вдруг хлынули жанры, которые еще вчера воспринимались как маргинальные. Юрий Тынянов писал когда-то: «В эпоху разложения какого-нибудь жанра он из центра перемещается в периферию, а на его место из мелочей литературы, из ее задворков и низин вплывает в центр новое явление». Видимо, свидетелями похожих процессов являемся сейчас и мы. «Театральный альманах» – это тот случай, когда ничего хорошего не произошло. Но завтра, глядишь, и произойдет.