В московские отделения милиции пришли с проверками

Спецкор «Пятницы» проверяла, насколько московские ОВД открыты для граждан
РИА Новости

Документы, пожалуйста, – обращается ко мне человек в погонах, представившийся начальником ОВД по Красносельскому району. Он вышел в одной форме на морозную улицу – встретить у КПП граждан, которые прибыли в его отделение с проверкой.

Цель Дня проверки отделений – не уличить в нарушении законов, а приучить соблюдать их

Я забираю свой паспорт у дежурного КПП и передаю начальнику. Он медленно листает страницу за страницей, пока я не спрашиваю:

– Неужели не похож на настоящий?

– Ну почему же? – неспешно произносит гражданин начальник. – Просто интересно: человек родом из Пензы, а проверять отделение пришел почему-то в Москве.

– И что?

– Ничего, – вернув паспорт, он наконец-то приглашает нас в помещение.

26 января в Москве, Сочи, Йошкар-Оле и еще одиннадцати городах России прошел День проверки отделений. Его устроил совместно с Молодежным правозащитным движением антикоррупционный центр «Трансперенси Интернешнл – Россия», который в 2012 году проводил Дни проверки документов у полицейских. Организаторы заранее известили органы внутренних дел о новой акции, поскольку, по словам заместителя гендиректора центра Ивана Ниненко, их цель – не уличить полицейских в нарушении законов, а приучить соблюдать их. Проверка отделений, по замыслу организаторов, должна привести к тому, чтобы граждане, пришедшие на прием, чувствовали себя там по-человечески: могли присесть, дожидаясь очереди, прочитать на информационном стенде, как правильно подать заявление и что делать, если полицейский это заявление по каким-то причинам не принял.

Сейчас, придя к полицейским с проверкой, сначала ты сам оказываешься объектом их проверки. Мы с напарником – волонтером правозащитных организаций Романом Любимовым – должны были зайти в три отделения и в каждом заполнить анкету, в которой больше 20 вопросов: легко ли найти участок, сможет ли попасть сюда инвалид-колясочник, есть ли в отделении столы и стулья для граждан, а на информационном стенде, например, телефон горячей линии МВД. Во всех трех отделениях, еще не вынув анкеты, сначала мы предъявляем дежурному паспорта и докладываем, зачем пришли. После этого в Басманном и Красносельском районах мы вынужденно беседуем с начальниками. Нет, я не представляю никакую организацию. Да, я сама решила проверить доступность и открытость отделений полиции гражданам. В ОВД по району Хамовники дежурные просто следят за нами краем глаза. «Проверка пришла», – сообщают они негромко друг другу.

Мы начинаем заполнять анкету: указателей на улице нет, пандусов нет, обращение сотрудников вежливое и очень вежливое.

– Информационный стенд у вас загорожен дверью, не вижу половину, – говорит Роман в отделении по Красносельскому району.

Один полицейский тут же вынимает картонку из-под вечно распахнутой двери, другой в это время несет к столу стул: «Присаживайтесь, пожалуйста».

– Теперь я вижу: на стенде отсутствуют контакты Общественной наблюдательной комиссии и Общественного совета при МВД, – замечает Роман.

– Пройдемте к другому стенду, – начальник отделения ведет нас на второй этаж, где есть вся недостающая информация.

– А как обычные граждане попадают на второй этаж? – спрашивает Роман.

– Записываются на прием к инспектору или к начальнику отделения и проходят, – отвечает начальник. – Здание не соответствует современным требованиям, на первом этаже не хватает места, чтобы вывесить всю информацию.

Выходя, мы замечаем, что дежурный КПП отправляет девушку с улицы в опорный пункт на Казанском вокзале. «Интересно, пустили бы нас сюда, если б их не оповестили о Дне проверки отделений? – произносит Роман. – Стали бы разговаривать с человеком, который просто захотел бы узнать, какие права у задержанных и куда жаловаться на противоправные действия полицейских?»

Ответить на этот вопрос я пытаюсь через два дня, зайдя без предупреждения в отделение по Войковскому району.

– Здравствуйте, чем могу помочь? – встречает меня при входе главный в смене, оповещенный дежурным с КПП.

– Я пришла просто почитать информацию, ваша помощь мне не нужна, заполню свою анкетку и уйду.

– Нет уж, я тут все покажу вам, а анкету после заполнения скопирую, – не уступает он. – Что же вы только сегодня пришли? День проверки отделений два дня назад был.

Он с готовностью показывает мне все, что я ищу, а потом заглядывает в анкету:

– Только пандусов нет и информации о том, что заявление можно отправить через интернет? Вы считаете, что еще указателей нет? На здании есть! И от метро нас прекрасно видно.

По результатам акции организаторы планируют не только собрать статистику, но и в случае нарушений подать жалобы для их устранения. А благодаря Дням проверки документов в Москве, например, уже сложно увидеть на улице полицейского без индивидуального нагрудного знака.