Анастасия Лыкова: Гордимся нашими

Почему косметика, бижутерия и одежда, которую делают наши соотечественники на Бали, пользуются международной популярностью

«О! Vajra! Надо ждать, все хотеть, я записать имя», – продавщица в самом модном на Бали магазине Namu, сияя улыбкой, объясняет мне, что на сережки Vajra с драконами – очередь, недели две-три, не меньше.

На Бали ты начинаешь ощущать себя семилетним ребенком. А когда человеку семь, ему ничего не страшно и у него все получается

Я послушно записываюсь и испытываю в этот момент законную гордость – как будто Елена Исинбаева под гимн России поднимается на пьедестал за очередной золотой медалью.

Дело в том, что сережки Vajra делает на Бали Дима Голубев, очень модный в Москве парикмахер. Его одежда, обувь, сумки и сережки на острове – это прямо must-have. На любой стоящей местной вечеринке вам обязательно встретится хотя бы одна девушка – или молодой человек – в майке Vajra с надписью Music is My Boyfriend.

Вообще на Бали легко и приятно гордиться нашими – потому что наши на Бали делают много чего хорошего. Бывшая сотрудница банка Аня Пироева производит на Бали косметику Kurma, которая пахнет так, что некоторые плачут от восторга. Крем для тела линии Spicy Island пахнет первой любовью, а скраб для тела из мужской линии – это и вовсе, как выражался один герой фильма «Свободное плавание», «сам секс». Рецепты Аня разрабатывала, опираясь на джаму – местное учение о здоровье и красоте, и уже вот-вот Kurma начнет продаваться в Москве.

Ну а сумки и балетки ELF, которые делает молодое семейство Оля Лучанская и Роман Гончаров, лучше всего покупают в США. На втором месте по заказам – Канада и Австралия, а потом уже – Россия. Концепция такая: вещи не модные, а простые и удобные – чтобы можно было носить долго. Максимальная цена – 200 долларов. При этом подкладки у сумок – из батика, кожа – отличного качества, а этикетки – из переработанных листьев какао. У каждого предмета – собственное имя, например, есть балетки Sasha, названные в честь cемилетней дочки Оли и Ромы, умницы и отличницы в местной Canggu Community School. А в том же Namu продаются уникальные сумки V из питона, которые делает Виктория Дмитриева. Обычно питоновые вещи на острове – это такая кооперативная роскошь, как с рынка на «Рижской» образца 1988 года, а вот Вика умудряется шить из питона вещи сдержанные и интеллигентные – она же из Петербурга.

«Бали – вообще рай для творческих людей. Вернее, не так – ты на Бали вдруг сам становишься творческим человеком», – говорит Лучанская. И это правда – здесь совсем не страшно браться за новое, свое собственное дело. Не страшно не только потому, что средняя зарплата на острове – по-прежнему 200 долларов, и ни в сумки, ни в крем много денег сразу вкладывать не надо. Есть еще одна хитрость: не важно, как ты проводишь на Бали время – медитируешь в Убуде, работаешь волонтером или пляшешь на барной стойке в ресторане Petitenget, – в любом случае через несколько месяцев на острове ты вдруг начинаешь ощущать себя семилетним ребенком. Ну а когда человеку семь лет, ему ничего не страшно и у него все получается – и так лет до пятнадцати, пока не начнешь сомневаться в собственной уникальности, помните?