«Аладдин» в петербургском Театре музкомедии: Джинн работает за всех

В петербургском Театре музкомедии скрестили стандарты бродвейского мюзикла с русской актерской школой
Таких персонажей – хоть в мультфильм, хоть на елку/ В. ПОСТНОВ

После весьма успешного «Бала вампиров» Романа Поланского Театр музкомедии купил очередной лицензионный продукт – «Аладдина» по диснеевскому мультфильму, спектакль польского театра Roma, режиссер Войцех Кемпчиньски.

У композитора Алана Менкена аж восемь «Оскаров», но никакие статуэтки не помогут сделать ножку маленькой, а талант большим. Музыка «Аладдина» релевантна разве что в том смысле, что похожа на все поп-стандарты разом, потому среднестатистический зритель будет воспринимать ее как до боли знакомую. Но дирижер Алексей Нефедов и этому компоту умудряется придать некоторый драйв. Тут он заодно с артистами – они, пройдя многоступенчатый кастинг, пытаются доказать, что выбрали их не зря.

Увы, пока азарта больше, чем мастерства. Аладдин, принцесса Жасмин, всякие султаны, злодейские визири, начальники стражи и прочие персонажи работают в традиционном для такой сказочной чепухи мультяшно-елочном стиле.

Пока не выходит Джинн! На эту роль из Александринского театра ангажирован Дмитрий Лысенков, один из самых талантливых молодых актеров страны. Лысенков – специалист по всякого рода мелкой и крупной бесовщине (чего стоит хотя бы Кочкарев в «Женитьбе» Валерия Фокина – холеричный черт-невротик). В «Аладдине» его демонизм окрашен в пародийные тона: интонации и вся повадка виджея (и грим такой же: синие хаер, дреды, бороденка), ртутная пластика, калейдоскоп гримас, притом каждая видна как на стоп-кадре – Лысенков идеально печатает крупные планы, стаккато шуток, летящих точно, как дротики, – праздник, одним словом.

Вся остальная машина мюзикла служит фоном к этому искусству, но шестерни ее сделаны качественно и работают слаженно. Жизнерадостна сценография Гжегожа Поличиньски: например, пустыня поросла сюрреалистическими кипарисами, похожими на оформление дискотеки. Один из претендентов на руку принцессы разъезжает на высоченной тележке-слоне, другой – на просунутом между ног бутафорском осле, все время норовящем показать строптивость. Вообще все иронизировано до предела – поскольку одновременно команда бойких ребят ведет интерактивный репортаж по ТВ (проекция на экранах по бокам сцены). Однако подсмеивание не мешает чудесам: когда приходит пора Аладдину и Жасмин летать на ковре-самолете, свет меркнет, и ковер несколько минут, опускаясь и взмывая, таки летает над зрительным залом – к полному восторгу малышни и удовольствию родителей, которые воочию видят, на что театр потратил 1 млн евро.

Санкт-Петербург