Выставка «Первоцвет. Русская цветная фотография» оказалась идеологической

«Первоцвет. Русская цветная фотография» оказалась выставкой не только познавательной, но и идеологической
Александр Родченко красил фотографии, как картины/ МАММ

Выставка в Музее фотографии Амстердама – вклад Московского дома фотографии в год культурного обмена между Россией и Нидерландами. Удачный вклад, вызвавший отклик в европейской прессе. И доказательство, что любая выставка на материале русского ХХ века получается идеологической. Не потому, что такой задумывалась, а по причине контроля советского государства над своим образом и невозможности граждан ему соответствовать.

Первая часть «Первоцвета», посвященная ранним опытам превращения черно-белого изображения в красочное, демонстрирует, что до революции русские делали то же, что и европейцы, – раскрашивали фотографии вручную, пользовались автохромами братьев Люмьер. Особенно симпатичны здесь кроме всегда лестных для модели портретных снимков фотографии военных нижних чинов, творчески преображенные руками неизвестных умельцев в героев-орденоносцев. Ну и наша гордость – результаты передовых по тем временам способов создания цветного изображения, разработанных фотографом и химиком Сергеем Прокудиным-Горским в начале прошлого века.

Как только заканчивается дореволюционный раздел, фотографии требуют объяснений, поскольку развиваются по оригинальному сценарию. Пропагандистские фотоколлажи, а после войны цветные кадры существовали в официальной фотодействительности, в реальной люди по-прежнему довольствовались раскрашенными фотографиями – и простыми, и экспериментатора Родченко, не умеющего останавливаться в поиске новых средств выразительности.

Расписанные анилиновыми красками фотки провинциалов собрал Борис Михайлов, его «лурики» и диапозитивы начала 70-х заканчивают выставку на побеждающей идеологическую лирической ноте.