Выставка Ребекка Хорн: Механические инсталляции хороши для медитации

Большие и минималистские инсталляции Ребекки Хорн заставляют смотреть ее выставку с вниманием и пониманием
Инсталляции Ребекки Хорн – для созерцания / С.Портер / Ведомости

Ребекка Хорн – живой классик современного искусства, живой во всех смыслах – ее работы последних лет, возможно, не так отчаянны и простодушны, как ее опыты с собственным телом семидесятых годов, но не менее поэтичны и изящны.

В «Мультимедиа арт музее» открыли ее большую ретроспективную выставку – показывают произведения во всех жанрах, которые она испытывала как настоящий экспериментатор: механические инсталляции, фильмы, документация перформансов. И единство ее внутреннего мира, цельность характера и неподражаемая странность связывают работы разных лет и техник.

Выставка прекрасной немки сделана обстоятельно и эффектно. Большие, насыщенные метафорами инсталляции завораживают и заставляют с вниманием всматриваться в вещи маленькие, неброские, искать и раскрывать их секреты.

Пример монументальной и многозначительной метафоры – «Блуждающие огни»: половину зала заполнили сухие деревца с аккуратными черепами у крон и старыми ботинками у подножья. Зеркала и подсветка делают эту инсталляцию в старом жанре vanitas, своего рода пространственную графику, таинственной и анимированной. Оживление механизмов и механизация собственного тела – главная тема Ребекки Хорн.

В семидесятые она пробовала нарастить свое тело крыльями или маской с торчащими карандашами – она так рисовала. Потом механизмы заворожили ее (и ее зрителей) сами по себе. «Ворон-дерево» из металлических труб неожиданно раскрывает свои маленькие золотые цветочки, когда зритель ничего такого не ждет.

Внезапность или неожиданность действия – любимый прием Хорн, и не стоит искать в ее работах сложной электроники и фотоэлементов – здесь только механика, на сегодняшний взгляд архаичная и потому особенно милая сердцу. Старомодное кинетическое искусство. Чистая же, как японские хокку, поэзия – минималистские вещи. Прекрасна инсталляция, где в маленьком водяном круге самописец изредка создает волнение и движение, отражение этих движений похоже на гигантскую луну.

Кроме арт-поэзии на стенах залов написаны стихи художницы, о которых что-то определенное сказать трудно. Возможно, их переводчик был недостаточно искусен.

Приятно, что Ребекка Хорн никогда не обманывает зрителя: если внимательно рассматриваешь ее работы, то будешь вознагражден – что-то вздрогнет и оживет, что-то важное разглядится. Например, нож, спрятанный в камне. Поклонники, знающие ее вещи, также получают бонус. В одной из витрин лежат два направленных друг на друга револьвера, дула их спаяны. Они напоминают о шедевре Ребекки Хорн, показанном на выставке «Москва – Берлин 1900–1950». Две висящие в пространстве винтовки вдруг начинают стрелять бутафорской кровью, сначала вокруг, потом друг в друга. Видела почти десять лет назад, до сих пор помню.

До 21 июля