Саша Вальц поставила в Петербурге «Весну священную»

Мариинский театр включился в международное празднование 100-летия балета «Весна священная». Собственную версию спектакля он заказал Саше Вальц
В пластике Саши Вальц преломились образы Вацлава Нижинского/ А.Даничев/ РИА Новости

Знаменитая немка Саша Вальц, одна из лидеров сегодняшнего современного танца, известна и любима в России со времен старта своей международной карьеры. Тем не менее за эти двадцать лет она не сотрудничала ни с одним из наших театров. Мариинский же, в середине 1990-х первым в стране омочивший ноги в современном танце, тогда сам испугался собственной смелости и с тех пор больше не пытался повторить опыт. Поэтому встреча, приуроченная к открытию новой, суперсовременной сцены, оказалась первым свиданием для обеих сторон. Очевидно, что обе тщательно подготовились, желая предстать в лучшем виде. Правда, в этом сезоне петербургские балерины решили собственными усилиями выправить демографическую проблему в стране. Ряды прим заметно поредели, и все же Мариинский рекрутировал для премьеры Екатерину Кондаурову и Дарью Павленко.

Саша Вальц, вероятно, изучила историю петербургского балета и выяснила, что тот взрыв, который произвел балет Дягилева – Стравинского – Нижинского в мировом искусстве, практически не был услышан в их родном городе – в нем даже восстановленную версию спектакля 1913 г. поставили только десять лет назад. И Вальц поставила спектакль не для себя, а для артистов и зрителей, у которых с «Весной священной» не связано никаких параллелей и перпендикуляров, которые не могут оценить, чем версия Бежара отличается от варианта Нижинского, а Ноймайера – от Пины Бауш. В то время когда хореографы всего мира пребывали в этом году в муках, как заново взглянуть на балет, своей популярностью сравнимый только с «Щелкунчиком», Саша Вальц поставила спектакль, изумительный по красоте своей формы и включающий в себя многое из созданного предшественниками. Он начинается с толпы, взрыхляющей насыпанный на сцене натуральный песок – как у Пины Бауш. Продолжается дикими прыжками, в унисон повторяемыми петербургскими танцовщиками и артистами труппы Sasha Waltz & Guests, – их стреноженная мощь отсылает к танцу Избранницы Нижинского. Постоянно возвращается к говорящей геометрии кругов, прямых и косых линий, чью символику некогда виртуозно обыграл Бежар. И вся эта «Весна» прослоена простыми, но выразительными движениями самой Вальц: прямоугольные фигуры в сарафанах то строго тянут руки вверх, словно взывая к солнцу, то сламываются в талии, ловя призрачное равновесие на одной ноге и в мире, где каждый в любую секунду может стать жертвой ярости толпы, частью которой сам же является.

Миссионерский порыв Саши Вальц петербургская публика, часто непримиримая к современному танцу, встретила благосклонно – легитимность танцевальному радикализму придали Валерий Гергиев за пультом и балетные звезды на сцене.

Санкт-Петербург