Статья опубликована в № 3351 от 24.05.2013 под заголовком: Счастье жить в искусстве

«100 работ Александра Бенуа»: Как хорошо жить в Версале

Галерея «Наши художники» открыла выставку «100 работ Александра Бенуа», собранную из частных коллекций. Все работы созданы легко
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Площадь Сиены на рисунке Бенуа
М. Стулов / Ведомости

Владелица галереи и куратор выставки Наталия Курникова с жаром говорит, что давно хотела «реабилитировать Бенуа как художника». Что его чтут в качестве историка русской живописи, блистательного мемуариста, основателя журнала и стиля «Мир искусства», вспоминают многочисленные театральные работы, но выставок не устраивают, и о его художническом даровании публика часто судит по случайным работам, появляющимся на рынке.

Курникова преувеличивает – и на музейных выставках часто появляются гуаши и акварели Бенуа, и, конечно, без них не проходит ни одна выставка, посвященная «Миру искусства». Но вот такого большого показа – сотня работ – действительно давно не было.

Выставку собрали из нескольких частных коллекций – немного театральных эскизов (особенно красив синий, 1914 года, к «Соловью» в Парижской опере), представительный раздел книжной графики (гордость Курниковой – буквы А, Ъ и У из иллюстрированной Бенуа «Азбуки») с обязательными изящнейшими заставками и виньетками, особенно удававшимися художнику, и много пейзажей: деревни Кочино Новгородской губернии, села Мартышкино, немецких, испанских, итальянских и реального и нафантазированного Версаля.

Ранние, рубежа веков, гуаши из серии «Последние прогулки Людовика XIV», прозрачная, нежнейшая акварель «Версаль весной», этюды фонтанов и партеров парка, созданного искуснейшими садовниками Людовика XIV, написаны с любовью, легко. Загородная резиденция французских королей была для Бенуа идеальным местом, где природа становилась частью культуры, пейзаж служил декорацией к разыгранному обитателями дворца спектаклю придворной жизни, не подразумевающей иных несчастий, кроме любовных. Очень нравилась, судя по графике, Бенуа и темная, густая версальская зелень. Петербург и его дворцовые пригороды – версальская реинкарнация.

Бенуа почти не писал маслом, предпочитал камерные форматы, любил прошлое больше будущего – в художественных новаторствах ХХ века видел угрозу европейской цивилизации, в искусстве чувствовал себя лучше, чем в реальности. Вечером 25 октября 1917 года, напоминает Джон Боулт в статье каталога выставки, пошел с дочерью в Мариинский театр смотреть Карсавину в «Щелкунчике». Отношение к искусству как к самой естественной форме жизни представлено в каждой из ста работ Бенуа. В этом отношении, в естественном дыхании, кажется, и есть причина обаяния вещей Бенуа.

Но главный сюрприз выставки в «Наших художниках» все же касается Бенуа-мемуариста. Здесь впервые представлены считавшиеся утерянными его дневники за 1925–1950 гг., такие маленькие тетрадочки и блокнотики с записями и зарисовками. Курникова нашла их в одном европейском семействе, выкупила и намерена опубликовать, для чего потребуется большая работа.

До 21 июля

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more