Соседи ищут способы проводить время вместе

Зачем устраивать обед или гаражную распродажу у себя во дворе

«Необычно, что люди вдруг решили пообщаться на улице, как раньше. Ведь сейчас не знаешь, кто рядом живет, все слово лишнее боятся сказать»

Сквозь деревья небольшого сквера перед домом № 8 в Подсосенском переулке проглядывает яркая красно-зеленая растяжка со словами «Большой обед». Под ней – деревянный стол, покрытый скатертью. На столе – чайный сервиз, цветы в кувшине, блины и черешня. Вокруг – несколько человек.

– Спасибо, Валентина Александровна, очень красиво, – рассматривает жестяной поднос с желтыми драконами девушка в фартуке, похожем скорее на украшение к ее платью. – Да вы садитесь за стол, сейчас снова начнем знакомиться.

Перевернув блин на электроплитке, девушка в фартуке представляется Анной Ходюш, совладелицей магазина винтажной одежды, перед которым накрыт стол. Поднос в подарок принесла жительница этого же дома. Остальные люди оказываются гостями из соседних переулков.

– Здравствуйте, я – Илья, – подходит к столу загорелый мужчина с мальчиком лет четырех.

Пока они достают из сумки торт и черешню, к столу присоединяются еще несколько человек со своим угощением.

– Сейчас мы вынесем из дома еще один стол, – решает едва успевшая представиться девушка Света и уходит с молодым человеком в арку.

Так начинается один из семнадцати «Больших обедов» для соседей, состоявшихся 2 июня в Москве. Еще четыре прошли в других городах России, а 8 июня обед устраивает арт-центр «Журавль» в Челябинске.

Обеды — не единственная востребованная форма взаимодействия. Кто-то украшает детскую площадку, кто-то устраивает гаражные распродажи, а кто-то выходит на субботники, как, например, жители Коптева 4 июня. «Нам хочется не только протестовать, но еще делать в районе что-то созидательное, – говорит Андрей Натальчук, состоящий в интернет-сообществе жителей Коптева, выступающих против строительства Северо-Западной хорды под окнами жилых домов. – Поэтому мы поддержали предложение партии «Яблоко». Несмотря на то что о субботнике было мало информации, убирающих без партийной символики в парке оказалось много: люди пришли с детьми, сутулые старушки носили один мешок на двоих, велосипедисты, немного пообщавшись при входе со знакомыми, разъезжались каждый со своим мешком. «Уход за садом объединяет соседей и друзей из других районов», – говорит жительница Хамовников Серафима Жирнова, которая несколько раз в неделю бывает в саду Травникова, расположенном возле дома: поливает, пропалывает, подрезает растения. Серафима оказалась в саду благодаря школьному учителю биологии, который в 2007 году предложил ученикам взять шефство над заброшенным садом, созданным одним из жителей в 1950-е. Теперь бывшие одноклассники Серафимы заходят туда по выходным – «не только поработать, но и пообщаться: мы устраиваем пикники, играем в шарады и бадминтон на лужайке», говорит она.

Отдельный большой День соседа проведет 8 июня в «Музеоне» проект «С Городом на ТЫ», посвященный современному российскому тактическому урбанизму. Гостей ждут дворовые игры из детства: вышибалы, классики, нарды, резиночка. «На совместные действия и осмысленный городской досуг людей толкает не просто ностальгия по временам, когда дети и взрослые проводили больше времени во дворах, чем наедине с гаджетами, – говорит куратор проекта «С Городом на ТЫ» Юлия Зинкевич. – Отбирая для проекта материалы об активистах, меняющих городскую среду, я поняла, что почти все эти люди посмотрели по миру удачные модели организации комфортной среды, и продуктивное «там» дало импульс сделать что-то «здесь». В своем районе, городе».

Сельская традиция

Организовать «Большой обед» может любой – было бы желание. «Сначала в префектуре сказали, что мероприятия, имеющие отношение к еде, должны согласовываться за месяц, – сообщает инициатор события в Подсосенском Александр Малюгин. – Мы уже всерьез задумались о переименовании обеда в «Большой обет», но префектура любезно все согласовала».

Старушка, издалека наблюдавшая за застольем в Подсосенском, долго отказывалась присоединяться к столу из-за того, что пришла с пустыми руками. Но за глаза хвалила соседей: «Очень необычно, что люди вдруг решили пообщаться на улице, как раньше. Правда, столы во дворе никогда не ставили, это какая-то сельская традиция, но ведь сейчас и говорить с соседями как-то не принято. Не знаешь, кто рядом живет, все в напряжении, слово лишнее боятся сказать».

Впервые акцию под названием Big Lunch провели в 2009 году сотрудники британского ботанического сада Eden Project. В 2012 году в ней приняли участие более 8,5 млн британцев по всему миру, а в Москве пилотный обед тогда организовали команда и арт-директор дизайн-завода «Флакон» Анна Нистратова. «Пришло больше семи тысяч человек, – рассказывает она, – и это событие в 2012 году оказалось на «Флаконе» самым массовым мероприятием».

В этом году Нистратова решила вывести проект в городские дворы – в том числе в свой в районе Печатники: «Я провожу там мало времени и на самом деле плохо знаю соседей». Встретившись с представителями префектуры ЮВАО, Анна неожиданно получила горячую поддержку: «Чиновники не только разрешили и помогли провести мероприятие мне, но и захотели организовать «Большие обеды» во всех 12 районах округа».

Действие в Печатниках сильно отличалось от происходившего в Подсосенском переулке. Гостей к длинному столу с пряниками и эмалированными чайниками зазывала в микрофон сотрудница управы. На сцене громко пел хор ветеранов в кокошниках «Россеюшка». Сотрудники других коллективов района с грустными лицами приглашали жителей поиграть с ними в шашки или сделать открытку в технике квиллинг. «Я-то, конечно, просто с внучкой вышла погулять, – говорила «Пятнице» жительница района с чашкой чая в руке. – Но попасть на праздник тоже хорошо».

Большинство оказались здесь, как эта женщина, случайно. Тем не менее своей цели праздник достиг: дети со взрослыми играли в шашки и пинг-понг, люди здоровались, улыбались, а некоторые бросались обниматься со словами «кого я вижу!». «Отлично, что везде прошло по-своему, – говорит Нистратова. – Да, на праздниках, организованных местными властями, ты всегда будешь скорее зрителем, чем полноправным участником. Но я благодарна им. Мне понравилось, как тепло отреагировали на это соседи. Они увидели, что предложить и сделать что-то свое в районе совсем не сложно. Теперь, возможно, решатся на что-нибудь сами. Плюс я узнала так много нового про свой район, что теперь понимаю: одними обедами наше общение не ограничится».

Вещи среди сугробов

Петр Романов, живущий в доме № 10 по улице Песчаной, планирует провести 15 июня уже третью гаражную распродажу. «Я не один год собирался сделать что-то в этом роде, – рассказывает Романов. – С одной стороны, потому, что у меня самого накопилось достаточно лишних вещей, которые жалко выбрасывать. С другой, я бы сам с радостью приобрел старый фотоаппарат или пластинку для своей коллекции, но по человеческим ценам, а не за 5 тысяч рублей, как на Измайловском рынке. Но главное – мне захотелось пообщаться и с теми, кого давно не видел, и просто с интересными соседями, про которых мало знаю».

Когда в мае Романов решился пройтись по соседям со своим предложением, оказалось, никто не против. «Я даже удивился, – рассказывает он, – ведь у нас закрытый двор». Правда, большинство и не собирались приходить, предпочтя распродаже дачу. «Предлагали устроить ее зимой, – говорит. – Так даже интереснее: вещи среди сугробов».

Романов дал объявление в соцсетях и расклеил несколько на столбах в ближайшем парке, но на первую распродажу 18 мая почти никто не пришел. На вторую через неделю пришло уже почти 40 человек. Петр говорит, что избавился примерно от трети выставленных вещей, причем часть отдал просто так, а часть обменял. «Важнее, что люди пришли, – рассказывает он, – привели детей, для которых мы устраивали игры, а потом подарили им часть выставленных игрушек. Я встретился с бывшими одноклассниками, которых не видел тысячу лет, – это был отличный повод».

После этого в соцсетях к Романову начали обращаться люди, которые устраивают распродажи на праздниках, сотрудники «БлагоБутика», девушки, которые готовят и продают домашние сладости. Все завертелось само собой. Теперь Романову осталось только получить разрешение в управе. «В мае мне не удалось добиться разрешения, – говорит он. – Никакого интереса там не проявили. Но теперь, когда все так серьезно, постараюсь его получить».