Анастасия Лыкова: С гагаринской улыбкой

За что русские так любят спортивные костюмы и носки под сандалии

«Я как вижу мужика в нормальных плавочках, сразу иду знакомиться, потому что ясно – наш, русский», – Виктор Борисович, заслуженный строитель Российской Федерации и любитель морских круизов, делится впечатлениями от путешествий.

Носки с сандалиями – наша национальная традиция, ясно? Чайковский тоже наверняка так ходил! Так что не смейте, не смейте над нами смеяться!

Виктор Борисович носит все то, что нас с вами так раздражает в отдыхающих соотечественниках: носки под сандалии («а я без носков как голый»), капитанскую фуражку в качестве пляжной панамы («мне ее такой человек подарил, не буду называть фамилию, но вы эту фамилию знаете»), спортивный костюм («ну ладно, завтракать-то я могу, в чем мне удобно?») и, разумеется, маленькие плавочки – да и как Виктору Борисовичу любить другую модель плавочек, если именно в таких он блистательно прыгал со скалы в Симеизе в 1976 году?

Впрочем, Виктор Борисович почти пенсионер, ему привычки менять поздно и вообще ни к чему. Но и русские отдыхающие более молодого возраста сразу и безошибочно (уж простите за банальность) угадываются в любой курортной толпе – абсолютно, вот абсолютно вне зависимости от степени бюджетности курорта. Пятнадцать лет назад казалось, что все эти мужские треники и смелые женские декольте с утра – просто от отсутствия информации. Сейчас, когда инструкции на тему «как потратить» найти не составляет ни малейшего труда, становится понятно, что дело в чем-то еще.

Вот сидим мы с одной моей знакомой в кафе – не в Москве, а на Бали. И она рассказывает, что на днях познакомилась на острове с молодым человеком – русским туристом. Ему тридцать с небольшим лет, он окончил в Англии сначала какую-то страшно закрытую школу для мальчиков, потом какую-то страшно престижную школу экономики, работает в Москве, рост у него – 190 см, женат не был, детей нет – в общем, почти что принц. И вот как раз сейчас он заедет, чтобы забрать мою знакомую на ужин. И знаете что? Я бы не поверила, если бы не видела это своими собственными глазами – принц явился в полной спортивной форме: белые треники, белая куртка с босковскими красными узорами и белые кроссовки.

«Боюсь, нас с тобой не пустят в «Мамосан», – ласково говорит ему моя знакомая. «Русских так везде пускают!» – отвечает на это выпускник чуть ли не Итона с гагаринской улыбкой. И они идут, и их правда везде пускают – потому что все-таки они не в Лондоне.

Как вам кажется, почему принц ходит в спортивном костюме? А потому, что любит родину – так он и сказал моей знакомой. Виктор Борисович с его капитанской фуражкой тоже, разумеется, любит. И крашеные блондинки – приличные матери семейств, наряжающиеся на отдыхе, – тоже, возможно, не просто так стараются, а чтобы доказать за границей, что русские женщины – действительно самые красивые в мире.

Получается, что в ситуации, когда поводов для национальной гордости не так чтобы много, в ход идет все подряд. Да, мы можем нырнуть в фонтан Треви. Да, мы не стесняемся устраивать семейные сцены на Фобур-Сент-Оноре. Да, мы носим капитанские фуражки, а наши дети способны растолкать любую очередь на аттракционы, состоящую из французских и немецких хлюпиков, за пять секунд. Носки с сандалиями – наша национальная традиция, ясно? Чайковский тоже наверняка так ходил! Так что не смейте, не смейте над нами смеяться!

Я тоже люблю родину. И когда я на пляже вижу теток в стрингах и Виктора Борисовича в плавочках, мне хочется плакать от жалости – к ним и к себе.