Сильви Гиллем станцевала «За 6000 миль»

Сильви Гиллем показала на Чеховском фестивале программу «За 6000 миль», составленную из постановок Килиана, Форсайта и Эка

Шесть тысяч миль – это расстояние, разделяющее Великобританию и Японию. Работая в Лондоне над новым проектом, Гиллем узнала о мощнейшем цунами и землетрясении в ее любимой Японии и зафиксировала это событие в названии спектакля. Но на самом деле 6000 миль – это расстояние, отделяющее главную балетную героиню нашего времени от остального мира.

Ее физические, технические, стилистические и ментальные возможности таковы, что даже сейчас, приближаясь к 50, Гиллем недостижима для соперниц. Фантастический, не знающий аналогов шаг не потерял, кажется, ни одного градуса, прыжок по-прежнему упруг, выворотность идеальна.

Тем не менее она больше не танцует классику – чтобы полностью посвятить себя современной хореографии. И программа «За 6000 миль» представляет, каким сегодня видит идеальный балетный мир Гиллем.

В этом мире три главных хореографа – Килиан, Форсайт, Эк. Правда, первого, никогда не входившего в круг сотрудников французской звезды, представляют бывшие танцовщики его Нидерландского театра танца Аурелия Кайла и Лукаш Тимулак в дуэте 2002 г. «27`52``». Работа Гиллем с двумя другими во многом изменила лицо балета конца ХХ в. (Форсайт занял ее в In the Middle Somewhat Elevated, Эк поставил телевизионные соло «Дым» и «Мокрая женщина»).

Созданные специально для нового проекта Rearray Форсайта и Buy Эка ничего не разрушают и не переворачивают. Форсайт объединил Гиллем с ее многолетним партнером из Opera National de Paris Николя Ле Ришем в дуэт, где ностальгию вызывает каждый арабеск, – в него, как в единственную гарантию покоя, возвращаются оба танцовщика из долгого путешествия по своим выразительным и всемогущим телам. Эк нарядил Гиллем в униформу замученной бытом тетки. Но даже тяжеленные башмаки, скрывающие удивительные по красоте стопы, не способны приковать ее к земле, когда она отваживается взглянуть на себя в зеркало и, сделав стойку на голове, на несколько мгновений переворачивает свой мир вверх ногами.

Эти короткометражки впечатываются в память не оригинальностью движений, а их качеством: им не нужны ни котурны красоты, ни подпорки сюжета – они настолько отточены, что абсолютно, не по-балетному, естественны.