Максим Трудолюбов: Кремлевская алхимия

Как российская система выборов за десять лет дошла до архаичного состояния

Доверие к правилам нельзя обеспечить, если только одна сторона политиче­ского процесса эти правила диктует

Многие ждут результатов московских выборов, которые пройдут в ближайшее воскресенье, причем как-то по-особенному ждут: инвестиционные решения откладываются, деньги выводятся, экономика тормозит. Некоторые даже ждут политического апокалипсиса, то есть непредсказуемой реакции главного избирателя Владимира Путина на разгул демократии в Москве.

Политические менеджеры Кремля тоже в ужасе. Они в роли учителя химии, который затеял показать ученикам интересный опыт, смешал вещества, а потом задумался: а вдруг что-то пойдет не так?

Идеологи Кремля уже не первый месяц на публике объясняют, что опыт подготовлен тщательно: да, мы опять изменили правила игры. Да, пустили тех, кого раньше не пускали. Да, от власти теперь требуется обеспечить «политиче­скую конкуренцию, прозрачность и легитимность электоральных процедур» (Вячеслав Володин).

Граждане должны это чувствовать - чиновники администрации и правительства не первый год уделяют избирательному праву в России невероятно много времени и сил: именно от администрации и правительства исходит подавляющее большинство законопроектов о выборах. Уже много лет высокооплачиваемые политические менеджеры кроят и перекраивают избирательное законодательство и правила игры в выборы. Постоянно передумывается и переписывается все - от системных принципов (отмена и возвращение губернаторских выборов, отмена и возвращение мажоритарных округов, отмена и невозвращение избирательных блоков) до введения единого дня голосования, новых правил печатания бюллетеней. За десять лет с 2002 года, когда начался бурный законодательный процесс в этой области, принято как минимум 70 федеральных законов, регулирующих все стороны выборов всех уровней.

Полезно было бы измерить эту активность в денежном эквиваленте, но все, что касается выборов, полностью непрозрачно. Известно только, что каждый чих стоит денег. У каждого законопроекта, каждого фальшивого кандидата, каждой кампании, о которой граждане могут и не знать, у каждого места в списке и у любых значимых действий в выборной системе есть ценники. Проведены тысячи и тысячи встреч, на которых у кого-то взяты и кому-то переданы эти деньги. Это миллиарды и миллиарды непроизводительно истраченных рублей, которыми распоряжается исполнительная власть.

Эти люди теперь говорят о том, что их задача обеспечить «политическую конкуренцию, прозрачность и легитимность электоральных процедур». После десяти лет алхимиче­ских опытов, тысяч страниц законов, миллионов долларов и всего прочего политтехнологи Кремля, кажется, перехитрили самих себя.

Доверие к правилам нельзя обеспечить, если только одна сторона политического процесса эти правила диктует. Сам факт наличия только одного автора у политического процесса подрывает доверие к этому процессу, делает его искусственным и в конечном счете ведет к кризису. Правила, вызывающие доверие, должны быть выработаны всеми сторонами, в том числе и противоборствующими.

Мы не можем угадать, как отреагирует на выборы Путин, поэтому и думать об этом нечего. Авторы правил игры запутались и сами боятся результата, ведь это их уволят, если «что-то пойдет не так». А избирателям достаточно всего лишь подойти к выборам осознанно и подумать, кто из кандидатов по-настоящему независим от исполнительной власти - игрока, который не оставил на поле других игроков. Политическая система за последние десять с лишним лет доведена до такого архаичного состояния, что приходится начинать с азов. Азы заключаются в том, что в политику должны вернуться независимые игроки и на московских выборах общество может сделать шаг к этой цели.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать