Валерий Панюшкин: Хам самолетный

Почему участились дебоши на борту

Напивались в России всегда и дебоширили всегда. Но не в самолетах. В трамваях дебоширили (откуда и выражение «хам трамвайный»), а в самолетах - нет. Дебош на высоте десять тысяч метров - это новое явление. Раньше то ли не происходило никогда ничего подобного, то ли не сообщали про авиадебоширов средства массовой информации. Но так или иначе, раньше в самолетах бывал порядок, а теперь только и слышно о хулиганстве на борту. За последний год три громких случая, причем один - с участием просто пьяного идиота, второй - с участием пьяного идиота парламентария, третий - с участием пьяного идиота экс-чиновника.

Это практически единственное место, где сословное разделение существует. Не за высоким забором, а вот буквально за шторкой

Можно было бы думать, что самолет десакрализован, и в этом все дело. В трамваях хамили всегда, потому что трамвай казался простой вещью: управлялся одним рычагом, ехал по рельсам. Каждый человек думал, будто и он может трамваем управлять, а потому не уважал ни вагоновожатого, ни других пассажиров. Самолет, можно было бы подумать, другое дело. Самолетом абы кто управлять не сможет. На самолете можно разбиться, и потому заведенный в самолете порядок уважали, с пиететом относились не только к командиру воздушного судна, но даже и к бортпроводникам. Теперь, можно было бы подумать, самолет стал повседневным, полеты упростились, человек не видит отличий самолета от трамвая, вот и хамит. Так можно было бы подумать, и это, кажется, будет неверная мысль.

Обратите внимание, что часто самолетные дебоши, о которых нам становится известно, происходят из-за попытки пройти в бизнес-класс. Самолет - это практически единственное место, где сословное разделение, с одной стороны, существует, а с другой стороны, существует совсем рядом. Не за высоким забором, не под охраной Федеральной службы безопасности, а вот буквально за шторкой.

Пассажиру экономкласса кажется, что он такой же человек, как и пассажиры бизнес-класса. Пассажир не понимает, почему он должен стоять в очереди в туалет, тогда как в бизнес-классе туалет свободен. Стоит пассажиру выпить, как это его природное представление о равенстве всех людей актуализируется и получается драка со стюардом.

Позвольте, скажете вы, но ведь и действительно все люди равны. Действительно же пассажир экономкласса отличается от пассажира бизнес-класса всего лишь тем, что заплатил меньше денег. Это же всего лишь деньги, скажете вы...

Вот и я говорю! И к тому я это все говорю, что не самолет десакрализировался, а десакрализировались деньги. Раньше человек понимал: чтобы заработать денег, ему надо трудиться целый день не покладая рук. Пассажир мог посчитать, сколько примерно его трудодней стоит разница между экономклассом и бизнесом. А теперь деньги падают с неба, вернее, бьют фонтаном из-под земли. Количество денег никак не коррелирует с количеством затраченного труда, вот и кажется несущественным то обстоятельство, что в бизнес-классе летят люди, заплатившие за билет вдвое больше.

Бывали, конечно, и в старые добрые времена люди, которым деньги доставались без труда. Но эти люди были элитой, они проходили сложный многоступенчатый отбор. Они были самые-самые: самые умные, самые смелые, самые жестокие, самые подлые - самые какие угодно, но обязательно прошедшие отбор. А теперь в элиту попадают случайно. Люди, ставшие элитой, не понимают, почему с ними это произошло. А простые люди не понимают, почему это произошло не с ними.

Вот и рвутся в бизнес-класс - подумаешь, деньги! Деньги-то не настоящие. Никакого отношения не имеют ни к каким человеческим усилиям.