Диана Вишнева представит в Большом новый проект

Два балета для нее поставили звездные европейские хореографы
Диана Вишнева в балете Woman in a Room/ Jerry Metellus

Название программы, на американских афишах напечатанное как On the Edge (мировая премьера была в Калифорнии в ноябре), на русский язык перевели просто «Грани», а не «На грани». Но это ничего не изменило в сути двух небольших спектаклей - в каждом из них Вишнева пробует новое, осваивая незнакомые прежде стили и движения.

Так она поступает не первый год - пять лет назад ее проект «Красота в движении», где балерина исполняла балеты Алексея Ратманского, Мозеса Пендлтона и Дуайта Родена, получил сразу три «Золотые маски», а два года назад программа под названием «Диалоги» объединила спектакли Марты Грэм, Джона Ноймайера и хореографического тандема Пол Лайтфут - Соль Леон (и две «Маски» стали ей наградой). Для балерины собственные проекты не только собирание отличной коллекции (ни одна труппа мира не имеет сейчас в репертуаре того набора имен хореографов, что есть у Вишневой), но и вечный спор с собой: «А вот это я могу? А вот это?» В этом споре, несомненно, выигрывают зрители.

«Грани» состоят из двух балетов: Switch Жан-Кристофа Майо на музыку Дэнни Элфмана и Woman in a Room Каролин Карлсон на музыку Джованни Соллимы и Рене Обри. И это сочетание обещает хорошую встряску для публики.

Потому что Жан-Кристоф Майо, худрук Балета Монте-Карло, - это сияние гламура, блестки, платья от Лагерфельда, разумная доля иронии, четкий каркас истории под легкомысленным трепом, прохладное сердце. (В 2006 году он привозил в Москву свою «Золушку», где замарашка сражала публику манерами топ-модели.) Для Дианы Вишневой Майо сочинил эффектную историю о балетной диве, что существует рядом с парой в черном - то ли слугами, то ли искусителями (прима театра Монте-Карло Бернис Коппьетерс и недавно оставивший службу в нем Гаэтан Морлотти); Вишневой, что всегда выкладывается на сцене до гибели всерьез, предложена осторожная, сдержанная и лукавая игра. Сможет ли балерина удержать себя в руках, не превратить в полноценную трагедию психологический очерк из модного журнала - вот вопрос.

А рядом - моноспектакль, сочиненный Каролин Карлсон. Эта американка, более сорока лет живущая во Франции, глава Национального хореографического центра Рубе Нор - Па-де-Кале, - священный монстр современного танца, именно она в 1974 году возглавила группу театральных исследований в Парижской опере, с которой начались все достижения парижан в современном репертуаре. Ее балеты - чистая графика, сухие линии, взрывающиеся экспрессией. Богиня интеллектуалов, к почтенным годам она стала чуть сентиментальной - но лишь чуть-чуть, просто чтобы не дать своим зрителям забыть, что они тоже люди. (Позднюю работу Карлсон «Тигры в чайном домике» можно было увидеть в Москве в 2006 году.) Для Дианы Вишневой Карлсон сочинила монобалет, в котором сплела впечатления от фильмов Андрея Тарковского и стихотворений Арсения Тарковского.

27, 29, 30 марта, bolshoi.ru