В Большом вручат «балетный Оскар»
Ради кого стоит идти на гала-концерты премии Benois de la danseЕкатерина Кондаурова и Александр Сергеев
Фернандо Ромеро
Приз Benois de la danse привычно называют «балетным Оскаром» - и действительно, эта награда довольно точно фиксирует картину прошедшего года. Именно года, а не сезона - в отличие от большинства театральных премий, на «Бенуа» выдвигаются спектакли, поставленные с 1 января по 31 декабря, и артисты, впервые исполнившие в это время какую-либо роль. В теории в поисках номинантов обозревается весь мир; на практике, конечно, почтенные артисты, входящие в жюри, как правило, выбирают своих соотечественников. В этом году среди членов жюри - французская дива Аньез Летестю; великая итальянская балерина Карла Фраччи; работающая в Швеции Ана Лагуна, муза Матса Эка; мариинская прима Габриэла Комлева; возглавляет же всю компанию Юрий Григорович.
«Бенуа» по традиции дает два концерта: на первом произносятся речи, вручаются статуэтки и танцуют номинанты (именно в таком порядке - жюри все решает накануне по видеозаписям), на втором можно видеть лауреатов прошлых лет. Первый концерт всегда неровен, но в нем появляются свежие лица и есть азарт оценки: верно ли рассудило жюри? Второй хвастается звездными именами - ни одно гала в Москве не собирает столько прим и премьеров экстра-класса. «Пятница» подготовила свой список самых ярких персонажей двух балетных вечеров.
Эшли Боудер
«Пеппи Длинныйчулок» New York City Ballet - в чинной неоклассической труппе, где культивируется образ балерины как строгой девушки в пачке, Боудер хохочет на сцене и чуть ли не показывает публике язык. Угловатая, быстрая, веселая, она убеждает публику в том, что балет - вполне захватывающее зрелище. В гала номинантов Боудер станцует фрагмент из «Сильфиды» - трагической повести о дочери воздуха, влюбившейся в смертного. И нет сомнений, что этот самый смертный (Семен Чудин из Большого театра) влюбится в одну ее ухмылку.
Лора Эке и Одрик Безар
Визит солистов Парижской национальной оперы - всегда повод для особенного внимания балетоманов: между первой труппой мира и нашими театрами третий век идет соперничество, и каждое па де де изучается под микроскопом. В этот раз к нам приезжают «сюжет» Лора Эке и «первый танцовщик» Одрик Безар (эти титулы означают, что до вершины иерархии Оперы девушке осталось две ступеньки, джентльмену - одна). В гала номинантов они исполнят дуэт из «Бриллиантов» Баланчина. У нас считается, что эту, «русскую», часть трилогии «Драгоценности» никто лучше артистов Мариинки не танцует - однако французы, если попали в номинации, почти никогда не уезжают без призов «Бенуа».
Юньтин Цю, Чжан Яо
Еще одни участники концерта номинантов - восходящие звезды Национального балета Китая. Страна стремительно становится одной из ведущих балетных держав: в Китае наши педагоги, правительство выделяет колоссальные средства на обучение детей классическому танцу плюс легендарное трудолюбие. В результате их солисты, изящные, как каллиграфический росчерк, и гнущиеся и завязывающиеся в узлы, как циркачи, регулярно побеждают на балетных конкурсах. А еще в Китае всплеск балетного сочинительства, и их хореографы каждый год выдают что-то любопытное. В Москве покажут номер «Жертвоприношение» в постановке Фэй Бо.
Албан Лендорф
Старая сцена Датского королевского балета, где труппа танцевала триста лет, - чуть больше двухкомнатной квартиры. Потому датчане танцуют почти на месте (летать особо некуда), и виртуозность идет «вглубь», а не «вширь». Лучший копенгагенский премьер, лауреат «Бенуа» 2013 года, со своей партнершей Хайме Крэндалл покажет в Москве «Фестиваль цветов в Дженцано» датского классика Августа Бурнонвиля. Это необходимо видеть: его антраша должны быть занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Екатерина Кондаурова и Александр Сергеев
Два лауреата «Бенуа» - самая отважная из балерин Мариинки Екатерина Кондаурова, которая решительно включается в самые непростые хореографические эксперименты, и ее надежный партнер Александр Сергеев - танцуют номер из «Инфры» Уэйна Макгрегора. Балет, идея которого пришла в голову постановщику после лондонских терактов 2005 года, зафиксировавший хрупкость жизни в отчаянных дуэтах, получил «Бенуа» сразу после премьеры, а в этом году был перенесен в Мариинку.
Фернандо Ромеро
«Бенуа» сосредоточен на классике, но иногда приз получают и выдающиеся неклассические танцовщики. Специализирующийся на фламенко Фернандо Ромеро (лауреат 2011 года) покажет свою версию «Весны священной» - и нет сомнений, что ярость этой музыки Стравинского будет вполне выражена каблуками.
27, 28 мая bolshoi.ru.