В Большом выступит балетная труппа Ковент-Гардена

За неделю гастролей Королевский балет покажет вечер одноактных спектаклей и постановку Кеннета Макмиллана
Сцена из спектакля Tetractys Уэйна Макгрегора/ Johan Persson

Макгрегор ломает линии, выкручивает мускулы артистов, рисует экстремальные углы - и создает спектакли XXIII века

На неделю москов­ских гастролей английский Королев­ский балет покажет вечер одноактных спектаклей и полнометражную постановку Кеннета Макмиллана.

Одноактные балеты: Паганини и скоростные поезда

Начинают обитатели театра Ковент-Гарден с программы одноактовок: Фредерик Аштон, Уэйн Макгрегор, Кристофер Уилдон. Классик, взрывник, хороший мальчик, всегда слушающийся старших, - именно в таком порядке.

Аштон был одним из основателей Королевского балета - его чинные, изобретательные, сверкающие истинно английским юмором танцы и убедили лондонских жителей в конце тридцатых годов прошлого века, что стране вообще стоит иметь балетную труппу. В Москве его сочинений сейчас нет (десять лет назад в Большом купили дивный балет «Тщетная предосторожность», но затем он исчез из афиши) - и «Рапсодия» может послужить отличным поводом для знакомства. Этот спектакль Аштон, личный друг королевы-матери, придумал тридцать с лишним лет назад к ее восьмидесятому дню рождения. Почтенная дама ценила виртуозные мужские танцы - и главная партия, нашпигованная пируэтами, была сочинена для Барышникова. Именно он был воплощением духа творчества в этом балете, где звучала «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, - а теперь дьявольским скрипачом становится Стивен МакРей. Рыжий австралиец (балет в Соединенном Королевстве собирает солистов со всего мира, от Южной Америки до России) ни в чем не схож с предшественником - тем любопытнее будет взглянуть на его Паганини.

Tetractys Уэйна Макгрегора после классической «Рапсодии» - взрыв, провокация, смятение в умах балетоманов. Макгрегор, знакомый Москве по Chroma в Большом театре, ломает линии, выкручивает мускулы артистов, рисует экстремальные углы - и создает спектакли не XXI, а кажется, XXIII века, где все люди обладают возможностями андроидов. В этот раз инопланетные (как всегда, бессюжетные) танцы вдохновлены «Искусством фуги» Иоганна Себастьяна Баха в обработке Майкла Беркли.

Завершает же вечер одноактовка DGV в постановке Кристофера Уилдона. Хореограф, лет пятнадцать числившийся надеждой мировой хореографии, стал надежным профи, работающим в постбаланчин­ском стиле. Уверенная неоклассика, изящные конструкции, без великих открытий - но и без провалов. Маленький спектакль, что привозит Королевский балет, поставлен на музыку Майкла Наймана. Знаменитый композитор-минималист двадцать лет назад сотворил MGV (Musique à Grande Vitesse) в честь скоростной железной дороги TGV. Взяв это сочинение, Уилдон сделал «Танцы на высокой скорости» - и скорость действительно высока, а танцевальные картинки, что промелькивают перед нами, вполне увлекательны.

«Манон»: болото, любовь моя

Этот спектакль Кеннета Макмиллана - особенная гордость Королев­ского балета и предмет обожания балерин всего мира. Не найти ни одной, что не хотела бы сыграть юную француженку, которая пошла по рукам в Париже (у Макмиллана в буквальном смысле), втравила влюбленного в нее юного поэта в массу неприятностей и погибла при побеге с каторги на луизиан­ском болоте с живописным колтуном на голове. В «Манон» россыпь роскошных танцев: виртуозные ансамбли поставлены бродягам на постоялом дворе, девицам в борделе (нет-нет, все прилично) и собственно влюбленной парочке; на сцене выстраиваются парадные залы и пугающая растительность Луизианы.

То есть это «исторический балет» во всех смыслах этого слова: и в смысле «костюмный», и в смысле «важный для истории хореографии», и в смысле «действительно, отлично придуманный». Королевский балет на четырех спектаклях (три вечером, один днем) предъявит нам в этой роли своих прим - Марианеллу Нуньез, Лору Катбертсон и Сару Лэмб. Последний спектакль обещан с участием бывшей примы Большого Натальи Осиповой, что с этого сезона работает в Лондоне постоянно. Поэтами, отправляющимися вслед за возлюбленной на каторгу, станут последовательно Федерико Бонелли, Мэтью Голдинг, Стивен МакРей и Карлос Акоста.

17 и 18 июня, одноактные балеты; 20-22 июня, «Манон», bolshoi.ru.