В Пушкинский музей везут фламандцев из собрания князя Лихтенштейнского

Всего покажут 55 работ, в том числе Рубенса, Йорданса и Ван Дейка
Гиллис ван Конингсло. Лесной пейзаж. 1604

В ГМИИ им. Пушкина привозят шедевры из коллекций князя Лихтенштейнского.

На выставке фламандской живописи эпохи расцвета покажут 55 картин XVII века. Среди авторов «три мушкетера» этой школы: Рубенс, Йорданс и Ван Дейк (Д'Артаньяном можно считать Франса Снейдерса, самого знаменитого в мире мастера натюрморта, тоже богато представленного в коллекции). Все работы - высшего музейного качества.

Экспозиция уникальна еще и тем, что благодаря ей мы можем понять, как же много упустила Россия в плане формирований частных музеев старого европейского искусства. Начало коллекции было положено Карлом I фон Лихтенштейном еще во второй половине XVI века - и уже тогда это занятие воспринимали не как случайную прихоть, а как профессиональное, подчиненное четкой логике дело. В 1807 году собрание было превращено в художественную галерею и открыто для публичного просмотра. Гордостью коллекции стали работы фламандской школы: ими фонды пополняются с конца XVII века и по сей день. Характерно, что почти синхронный процесс шел и в России: в начале XVIII столетия Петр I покупал «малых голландцев» и фламандцев - кабинетную живопись, так импонировавшую вкусу первого проевропей­ского российского императора. А профессионально и масштабно собирать фламандцев начали в России со времен Екатерины II, и не только в императорский Эрмитаж. Если бы не революция, частные собрания работ Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Снейдерса, Брейгеля Бархатного, сформированные Строгановыми, Юсуповыми, Потемкиным, Орловыми-Давыдовыми, возможно, могли бы сегодня соперничать с коллекциями князя Лихтенштейнского.

Впрочем, надо признать, что даже среди существующих в мире частных коллекций-галерей старого искусства собрание князя Лихтенштейнского беспрецедентно. Оно насчитывает около 1600 картин и по качеству вещей дает фору многим знаменитым музеям. Секрет успеха - в правильном менеджменте. С XVI века князья относились к своему занятию как к делу чести. Характерно, что среди фамильных заповедей коллекционирования имеется и такая: не покупать опусы современного искусства, сосредотачиваться исключительно на старых мастерах и искусстве периода бидермейера, стиля, сменившего в XIX веке неистовый романтизм и утверждавшего приоритет тихих, бюргерских ценностей. Именно бидермейер впервые привозили в Москву пять лет назад, на состоявшуюся в том же ГМИИ выставку «Бидермейер из коллекций князя Лихтенштейнского».

Сейчас приоритет иной. Как рассказал куратор нынешней выставки, один из ведущих в мире специалистов по нидерландскому искусству XVII века Вадим Садков, для нового визита принципиально был ото­бран цельный период староевропейского искусства, а именно фламандская школа XVII века. Глава школы Питер Пауль Рубенс будет представлен аж 19 работами. И они совсем не похожи на те, что можно увидеть в Эрмитаже или ГМИИ. Среди шедевров портрет дочери Рубенса Клары Серены, уникальный по заключенной в нем энергии молодости и психологической достоверности. На зависть знатокам и гурманам редкостей будут показаны три варианта одной композиции Рубенса, посвященной любовному альянсу Марса и красавицы Реи Сильвии, в результате которого родились на свет Ромул и Рем. Посетители увидят и картину Рубенса, и эскиз к ней, и вытканную по ее мотивам шпалеру. В Эрмитаже, Лувре или в Венском музее истории искусств Рубенс представлен ослепительно монументально и парадно. А собрание князя Лихтенштейнского дает возможность оценить атмо­сферу его мастерской, более камерную, сосредоточенную и интимную.

То же относится и к привезенным портретам Ван Дейка, и к пейзажам сыновей великого Питера Брейгеля. Отдельная гордость куратора - выбранный им на первый взгляд неприметный лесной пейзаж начала XVII века Гиллиса ван Конингсло. Вадим Садков сказал мне по секрету, что с работ этого мастера в нидерландской живописи и начинается сам жанр пейзажа.

20 июня - 19 октября, arts-museum.ru.