Евгений Жадкевич: Патриотический маркетинг не поможет привлечь туристов в Крым

Первый крымский сезон покажет, как наше государство формирует внутренний туристический спрос

Продавщицам черешни и копченого саргана не хватает мелочи на сдачу, а самой территории - больших денег, которых здесь ждут как манны небесной

Молочные, размером с упитанного младенца, цветы магнолии, божественно холодный портвейн и отключенные банкоматы - таков он, внезапно обретенный и уже навязший на зубах Крым, территория с неясной идентичностью, сладким воздухом и временным дефицитом разменной монеты. Продавщицам черешни и копченого саргана не хватает мелочи на сдачу, а самой территории - больших денег, которых здесь ждут как манны небесной.

Первый крымский сезон так называемого переходного периода покажет, как наше государство формирует внутренний туристический спрос. До сих пор задача сделать собственную территорию привлекательной для отдыха платежеспособных граждан государственной не считалась. Горнолыжные «кластеры» на Кавказе остались на бумаге, ни одного большого бренда, сравнимого с придуманным пятьдесят лет назад Золотым кольцом, в России создано не было. При этом так непохожая на Портофино Беларусь успешно эксплуатирует миф о чистых продуктах и уникальном качестве санаторного отдыха, обеспечивая рекордную загрузку своих государственных здравниц не пенсионерами-бюджетниками, а вполне состоятельными россиянами. К тому же «последний диктатор Европы», демонизированный сторонник крепостного права, издал один из самых либеральных в мире указов и освободил белорусских крестьян, готовых принимать у себя туристов, от всех формальностей и налогов, кроме небольшого патентного сбора. В результате последние пять-шесть лет там процветает агротуризм при среднем чеке тридцать долларов с человека за ночь, не считая протопки бани.

России, с ее опытом авральных мегапроектов, предстоит заново колонизировать Крым, который разом лишился более половины отдыхающих - четырех миллионов украинских туристов в годовом исчислении. У нас до пяти миллионов силовиков, поэтому из всех средств увещевания и маркетинга мы выбрали простую мобилизацию. Отдых в Крыму становится обязательным для государственных служащих и всего лояльно-зависимого населения, что уже породило рынок липовых квитанций о фиктивном пребывании в переименованном в Golden Resort санатории «Золотой колос». Следующим логичным шагом будет практика сдачи загранпаспорта начальнику отдела кадров до наступления заморозков. Идиллическая картина массово отдыхающих в Крыму полицейских, железнодорожников и заместителей префектов дополняется тем, что гаи­шники на перекрестках Южного Берега - тоже из Ярославля. По словам таксистов, целый батальон приехал то ли передавать, то ли перенимать опыт.

Нехитрый патриотический маркетинг приведет к тому, что брендом самого перспективного туристического направления России станет война, а символом - георгиевская лента. Из созданной для вальяжного отдыха территории мы получим первую в мире Ривьеру-трофей, заряженную агрессивной риторикой. С этой дороги нужно сворачивать. Крым достоин совершенно другой туристической идентичности, о чем осторожно говорят краеведы, владельцы эллингов, ресторанов и все, кто занят в инфраструктуре приема. По-настоящему хорошо продается мир, dolce vita и культурная среда. Неоготическая усадьба Гагариной с реликтовым парком, по которому можно пройти к соседней усадьбе Раевских - мавританскому дому берегом моря, без железных дорог и машин, с перерывом на купание, - на таком материале можно построить более привлекательный туристический миф, чем унылый «крымнаш».

Автор - генеральный директор туристического агентства «Остров Европа»