Статья опубликована в № 3626 от 09.07.2014 под заголовком: Цветы зла

«Лебединое озеро» от Раду Поклитару станцевали в Москве

Раду Поклитару и его «Киев модерн-балет» привезли на Летние балетные сезоны в Москву современную версию «Лебединого озера»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Хореограф Раду Поклитару получил широкую известность 12 лет назад, став сопостановщиком режиссера Деклана Доннеллана, которому Большой театр доверил создание новой версии «Ромео и Джульетты». Это был первый опыт погружения академического Большого в актуальную театральную реальность, и тридцатилетний хореограф стал символом модернизма и радикальности в отечественном балете.

Поэтому от его «Лебединого озера» никто не ожидал пуантов, пачек и фуэте, а сам Поклитару предусмотрительно добавил в афишу ремарку «современная версия». При этом он не стал прилаживать новые танцы к старому сюжету, а сам написал новое либретто. Его главный герой - мальчик-лебедь, попадающий на стол хирурга Ротбарта, превращающего его в человека. Лебединые темы остались на месте, хотя фонограмма спектакля значительно сокращена - в соответствии с современными темпами, Поклитару ставит балет динамичный, в котором жесткий экшн заменяет меланхолические раздумья Чайковского. Постоянный соавтор хореографа - сценограф Андрей Злобин окутывает мир лебеденка своими излюбленными грязноватыми перьями и темнотой, создавая атмосферу безысходности. В нем комфортно себя ощущают только люди со штыками наперевес, легко искореняющие все, что не вписывается в гармонию существования под имперским кровавым орлом - символом государства Ротбарта.

И танцы в этом мире агрессивные, брутальные и неуклюжие. Даже являющаяся главному герою во снах белоснежная Одетта похожа скорее на упругий мяч, чем на лирическую героиню. Впрочем, хореографический язык Поклитару хотя и воспринимается частью публики как предел танцевальной радикальности, но на самом деле имеет глубокие корни. Просто традиция, которой он следует, идет не от Иванова и Петипа, а от Матса Эка и Мэтью Боурна. А борьба за самоидентичность, верность себе и красота зла - темы для «Лебединого озера» классические.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more