Кира Найтли сыграла женщину, которая поет

В мелодраме «Один раз в жизни» (Begin Again) Кира Найтли играет талантливую, но временно неприкаянную барышню-барда
Раз словечко, два словечко - будет песенка/ kinopoisk.ru

С названиями у этого фильма беда: их существует три, одно другого глупее. Первоначально он назывался «Может ли песня спасти твою жизнь?» (Can a Song Save Your Life?), что напоминало заглавие бесплатной сектантской брошюры. Потом в последний момент его перекрестили в «Начни сначала» (Begin Again) - под таким названием его сейчас знают в Европе и Америке, но не в России. Русские прокатчики внезапно плюнули слюной на метания авторов и назвали фильм «Хоть раз в жизни» - т. е. практически буквально перевели название одного из предыдущих фильмов режиссера Джона Карни, Once, который стал пиком его карьеры: песня из этой картины в 2007-м внезапно удостоилась «Оскара».

Это, конечно, тоже про песни, которые меняют жизнь простых людей. Герой Марка Руффало - гениальный музыкальный продюсер, после личной драмы крепко запивший и растерявший весь свой авторитет. Ему, собственно, и прикладывать этот авторитет и свои выдающиеся способности больше не к чему - начинающие артисты шлют исключительно вторичные и ничтожные песни. Но, как кто-то замечает, «Бог приходит совсем не тогда, когда мы его ждем». Шляясь по Нью-Йорку, Руффало заходит в очередной бар - а там девушка по имени Грета как раз исполняет под гитару песенку собственного сочинения, такую милую и настолько про него самого, что у продюсера отваливается челюсть, а мозг сам собой приходит в полный порядок.

Вам рассказывать, чем все закончится, или догадаетесь сами? Ну, впрочем (спойлер), бредя к успеху, они так и не переспят - просто с помощью песен будут спасать друг другу жизни. У Греты ведь тоже драма личного характера - ее бойфренд Дэйв (Адам Левин, фронтмен Maroon 5), руководствующийся принципом «Надо делать все, чтобы привлечь людей на свое шоу», цинично предпочел отношениям славу, теперь дает концерты и получает награды, пока бывшая подружка кукует в обнимку с гитарой и лузерами по кабакам. Но это ничего - в фильмах такого рода оступившиеся получают шанс на прощение, и даже гнусному Дэйву он выпадет. (Что характерно, после своего грехопадения он отращивает бороду - которая делает физиономию Адама Левина совсем неприглядной, - а в процессе искупления эту бороду сбривает и вновь становится похожим на человека.)

Ну а Грета с продюсером весело гуляют по Нью-Йорку, потому что у них концепция: записывать песни в разных уголках города, чтобы передать его дух и вообще сделать запись легкой и свободной. Мирные жители, несколько секунд послушав эти трели, вызывают полицию - но герои вовремя успевают смыться.

Фильмы такого рода можно ласково называть простенькими, а можно пренебрежительно - простецкими. Вообще, конечно, повествование здесь отчетливо напоминает советские фильмы 70-х и 80-х - кроме одноименного «Начни сначала» с Макаревичем, это еще и, скажем, «Розыгрыш» Владимира Меньшова, примерно столь же дуболомная история про песни, спасающие от разнообразных горестей и позволяющие (правда, довольно жутким образом) самовыразиться героям. Но здесь, во всяком случае, видно, какое облегчение испытывает Кира Найтли, которой в кои-то веки не нужно переодеваться в костюмы британских герцогинь, американских пираток и русских аристократок, не нужно хлопотать челюстью или имитировать какой-то специальный выговор: здесь она снимается примерно в том, что надела с утра и в чем пришла на площадку, и говорит с тем акцентом, с которым разговаривает в жизни (авторы милосердно сделали ее героиню англичанкой в Нью-Йорке).

Примерно такую же легкость демонстрируют и все остальные - от Руффало (для которого роль запойного продюсера, конечно, куда менее трудоемкая, чем даже роль Халка в «Мстителях») до Левина, от Хэйли Стайнфелд (номинировавшаяся на «Оскар» за коэновскую «Железную хватку» девушка играет дочь героя) до Кэтрин Кинер (она играет бывшую - и не исключено, что будущую, - жену героя Руффало). Актеры здесь откровенно расслабляются - и предлагают зрителю расслабиться и получить удовольствие. А если не вышло - ну, не их вина и не их проблема.