Статья опубликована в № 3649 от 11.08.2014 под заголовком: Парад ремейков

Кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге открыли «Пацаны»

Выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» открылся фильмом Рената Давлетьярова «Пацаны» - ремейком «Американки» Дмитрия Месхиева. И это далеко не единственный ремейк в программе
Среди «Пацанов» есть и девчонка
kinopoisk.ru

Выборгский кинофестиваль, отлично понимая, что новейшие события окрасили его имя в невеселые тона, не стал делать безмятежную мину при напряженной игре и даже усугубил это настроение фестивальным постером. Тот одет во все черное и цитирует Сергея Урусевского: настороженный и печальный взгляд Вероники, героини фильма «Летят журавли», выхвачен скользящим боковым светом из густого мрака. Не ждущий ничего хорошего взгляд мимо нас в сочетании с девизом «Российское кино - прогноз на завтра» дает, поверьте, эффект что надо.

Все это было бы чересчур, если бы фестиваль в день открытия не развлек публику полетом постмодернистской мысли Рената Давлетьярова, каковой полет тихим калатозовским журавлям и не снился.

Дело вот в чем. Во второй половине 1990-х Дмитрий Месхиев снял по сценарию Юрия Короткова фильм «Американка» - не самый существенный для отечественного кино тех лет, но в режиссерской биографии Месхиева, пожалуй, из лучших. Провинциальные семидесятые, обаятельное ретро, первая любовь, живая авторская кровь. В общем, посмотрели, не забыли, но без отметин на сердце. Однако через полтора с лишним десятка лет неожиданно выяснилось, что сделавший свое дело сценарий Короткова по-прежнему живо волнует режиссера Давлетьярова. Причем настолько, что он решает выкупить права на «Американку» и снять по ней новое кино «Пацаны». Я не в курсе, лестно ли режиссеру Месхиеву чувствовать себя Хичкоком в руках Гаса Ван Сента, но почти уверен, что «Американка» не «Психо», и теряюсь в догадках, чем же таким был движим в своем порыве Давлетьяров и что же такое недораскрытое Месхиевым он стремился во что бы то ни стало дораскрыть, если результатом явилось упражнение в стиле, пусть даже уверенное по ремеслу и не лишенное факультативного остроумия. Пятнадцать лет, конечно, не пропали даром: техника далеко шагнула вперед, нравы еще больше освободились, и теперешние «Пацаны» могут похвастаться эффектным компьютерным полетом на мотоцикле в небеса, а также фронтально в полный рост обнаженной юной героиней (дублерша через виртуозную склейку) в бане и пацанскими задницами (без дублеров) там же. Мои поздравления.

Концептуально бывшая «Американка» приросла в «Пацанах» красноармейскими мотивами. Тема изнасилованного сознания советских детей, которых даже по ночам преследуют буденовки и бревна на субботнике, всерьез в фильме не развивается, но в особо патетические моменты в сюжет врываются красные с неуловимыми мстителями во главе, и когда я выше благодарил фильм за остроумие, то имел в виду уж точно не эти вывернутые наизнанку «Денискины рассказы», в которых пионерские рогатки стреляли по экрану в поддержку «наших». У Драгунского это было смешно и для детей, а тут - для взрослых и в новейших политических контекстах, воля ваша, как-то даже неприлично. Хотя переснять Месхиева как Хичкока, впустить туда кеосаяновских «Неуловимых» и выдать все это под названием еще не всеми забытого, да при том и очень хорошего фильма Динары Асановой - это просто какой-то постмодернизм на марше, даром что само слово давно успело выпасть из актуального обихода.

Кстати, если вы считаете, что я рассказал про частный случай, то зря. На следующий день «Окно в Европу» неконкурсно угостило «Кавказской пленницей» Максима Воронкова, по которой все уже прошлись катком после премьеры на Московском кинофестивале, так что мне дополнительно на ней прыгать уже и неловко. А еще нас ждет в конкурсе «Вкус Америки» режиссера Ефима Грибова по повести Людмилы Улицкой «Веселые похороны» - не настолько, как мне прежде казалось, литературно привлекательного текста, чтобы браться за него опять спустя несколько лет после фильма Владимира Фокина с Александром Абдуловым в главной роли. О чем все это? Возможно, о том, что история повторяется, превращаясь непонятно во что.

Выборг

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать