«Кремлевский балет» станцевал «Волшебную флейту»


Юбилейный год для «Кремлевского балета» может стать началом новой жизни. Прямо под занавес прошлого сезона у труппы сменилось руководство: художественным руководителем был назначен Андрис Лиепа. Впрочем, он для компании человек не новый: еще в молодости сам танцевал в одной из первых постановок театра, а в последние годы постоянно привлекал его к участию в проектах Фонда Мариса Лиепы.

Новый худрук, как и обещал при вступлении на пост, никаких революционных планов «Кремлевскому балету» не предложил и не стал отменять подготовленную к открытию юбилейного сезона премьеру «Волшебной флейты» Андрея Петрова - создателя коллектива и своего предшественника, ныне переведенного на пост президента театра.

Двухактный балет поставлен в точном следовании либретто Шиканедера, по которому была создана моцартовская опера. Музыка Моцарта использована в спектакле практически полностью (в оркестровой редакции Владимира Качесова). Но безнадежно «пластиковая» акустика Кремлевского дворца сфокусировала все внимание на декорациях итальянских сценографов Анжело Сала и Альфредо Корно, которые на аэродромных просторах сцены попытались воссоздать иллюзию уюта театриков XVIII в. Ибо всерьез следить и сопереживать персонажам балетной «Волшебной флейты» оказалось совершенно невозможно.

Все перипетии похождений Тамино и Папагено оказались воссозданы дотошно. Но даже сохранение некоторых масонских рудиментов не возвышает новый балет над обычной, только не слишком складной сказкой. Этот стиль легко угадывают танцовщики. Виртуозный и обаятельный Михаил Мартынюк в роли Тамино невольно утрирует «Баядерку» и «Корсар», Александра Тимофеева - Царица ночи воспроизводит заостренность пластики Хозяйки Медной горы, а Михаил Евгенов (Зарастро), Мария Алтухова, Вероника Варновская, Олеся Дмитракова (Три дамы) ощущают себя героями «Дочери фараона».

Так бесхитростно вдохновлялись чужими старыми приемами хореографы второго ряда 200 лет назад. Но, судя по завидной заполняемости шеститысячного зала Кремлевского дворца, это вполне востребованный в современной Москве стиль.