В Петербурге открывается кинофестиваль «Послание к человеку»

Завтра в Санкт-Петербурге открывается кинофестиваль «Послание к человеку» - показы лучших новых фильмов всех мастей
Виртуоз анимации Билл Плимптон технологиям не доверяет - нарисовал весь фильм «Измена» от руки/ Message to man

Кинофестиваль «Послание к человеку» существует 24 года. За это время и человек сильно изменился, и слово «послание» приобрело много неожиданных оттенков, и гласность с перестройкой и гуманистическими ценностями, столь важные для первого «Послания», давно забыты. Но кино осталось.

«Послание к человеку», изначально задуманное как международный фестиваль документальных фильмов, теперь показывает и экспериментальное, и игровое, и анимационное кино. Нынешний президент фестиваля Алексей Учитель и арт-директор Алексей Медведев честно говорят, что у фестиваля нет концепции, концепция - это для журналистов и спонсоров, а фестиваль просто хочет показать лучшее кино, какое только было в этом году.

И это правда лучшее кино. «Послание» откроется 20 сентября фильмом братьев Дарденн «Два дня, одна ночь», подтверждающим, что главное сегодняшнее кино - это кино повседневности, кино документальной эстетики.

На фестивале три основных конкурса (международный, национальный и экспериментальный), а кроме этого тематические программы, в частности южнокорейская мультипликация, датская документалистика и советские фильмы, изуродованные цензурой. Специальные программы и лекции будут посвящены мокьюментари - псевдодокументальному кино и found footage - фильмам, смонтированным из «чужого», «присвоенного» материала: из хроники, рекламы, обрывков фильмов. Собственно, любой фестиваль - это своеобразный found footage.

В международном конкурсе 42 фильма, среди девяти полнометражных документальных фильмов конкурса лишь одна российская картина, монохромная «Кровь» Алины Рудницкой (победитель Артдокфеста): будни передвижной станции переливания крови, черная кровь белой российской провинции. В национальном конкурсе - 22 российских фильма, в том числе хит этого года «Кардиополитика» Светланы Стрельниковой, история о хорошем враче, который решил ненадолго заняться политикой - а политика занялась им. Гран-при может достаться любому фильму, хоть анимационному, хоть короткометражке.

Спецпоказы в этом году действительно представляют «лучшее кино»: например, один из самых сильных фильмов года - «Племя» Мирослава Слабошпицкого, делающее глухим любого зрителя (главный приз Недели критики в Каннах). Или «Тренер Зоран и его африканские тигры» - плутовской роман о сербском футбольном тренере, взявшемся тренировать первую в истории футбольную команду Южного Судана (победитель главного фестиваля документального кино IDFA). Это сказка о новорожденной стране, ее наивных тиграх и хитром сербе. Раньше гимн был на арабском, но теперь мы стали независимыми - и гимн перевели на английский. Раньше мы могли играть в футбол только до четырех часов дня, пока не зайдет солнце, но теперь появилось электричество. Раньше мы думали, что независимость - это главная цель, но оказалось, что проблемы только начались.

А самый занятный фильм года - «Измена» Билла Плимптона, сюрреалистическая анимация о любви и совместной жизни. Плимптон, двукратный номинант на «Оскара», - один из важнейших сегодняшних аниматоров, это своеобразный «Пиксар» навыворот: он все рисует вручную, его наглые герои вызывают не умиление, а отвращение и восхищение, его мир перекошен, и в этом мире нет ничего постоянного. Разве что любовь, которая становится ненавистью, которая становится любовью. Плимптон - председатель международного жюри фестиваля. Он же сделал сюрреалистичный ролик «Послания» с Медным всадником - как раз тот случай, когда очень уместно было бы сказать: «А я так вижу эту лошадь».

Из нововведений этого года - жюри ФИПРЕССИ, а еще показ в сизо «Матросская Тишина» (в «Крестах» фильмы фестиваля показывают уже не первый год). Мероприятие довольно неожиданное, но, видимо, фестиваль все еще находится в поисках того человека, которому адресовано «Послание».