Статья опубликована в № 3707 от 30.10.2014 под заголовком: Китайцы как все

Современное китайское искусство принял Еврейский музей

В Еврейском музее показывают современное китайское искусство и убеждают, что у современного искусства нет национальности
«Отчужденный рай» - яркая выставка
Кристина Кормилицына / Для Ведомостей

На выставке «Отчужденный рай» все художники - китайцы. Что совершенно не очевидно, когда ее смотришь. Опытные коллекционеры Доменик и Сильвена Леви, предоставившие на выставку работы из своей коллекции, считаются не только знатоками, но и первооткрывателями современного китайского искусства. В какой-то тенденциозности их или куратора Ами Барака подозревать нелепо. Тем более что, комментируя выставку перед камерами, Барак подчеркивал национальные особенности произведений. Но ничего специфически китайского, кроме цвета кожи и разреза глаз героев видео и картин, не обнаруживается.

Язык современного искусства интернационален, и работа в чьем-то стиле никогда не считалась пороком - были же караваджисты и сезаннисты. Казалось бы, нас и не должно смущать, что лежащий на полу «Ангел» Сунь Юаня и Пэн Юя представляет собой гибрид натурализма Рода Муека и романтизма Ильи Кабакова. Но смущает. Уж очень работа подражательная. И крылья - совсем как у курицы, только в человеческий рост - отвратительны.

На выставке есть сильные работы, как давший ей название печальный фильм об одиночестве Ян Фудуна. Есть эффектные, например инсталляция Гу Дэсиня с поваленной колонной, блестящим красным постаментом и огромным красным же холстом в раме. Есть нежные - как неотличимый от огромной фотографии, но на самом деле писанный маслом по холсту психологический, тревожащий автопортрет Ху Вэньлуна «Афазия». Свадебным генералом присутствует фрагмент, модуль инсталляции «Виноград» самого знаменитого китайского художника Ай Вэйвэйя. Фрагмент состоит из десятка старых табуреток, хитро прибитых друг к другу. Когда этих табуреток под тысячу и они занимают зал, то производят сильнейшее впечатление. Ну а когда их мало, то и впечатление меньшее.

Но в основном на выставке работы, как любили говорить наши арт-критики в 90-е годы, правильные, отображающие общие тенденции, приемы, настроения. От китайских художников, 20 лет назад появившихся и утвердившихся на мировой арт-сцене, все равно ждешь чего-то большего, чем прилежания. На этой выставке его больше, чем эмоций и смыслов.

Самое простое и одновременно загадочное произведение «Отчужденного рая» - 20-минутное видео Чжан Пэйли: на десяти мониторах старушки, девочки, мужчины и женщины с энтузиазмом, и опять же прилежно, поют Happy Birthday на мандаринском наречии. Понять, почему их милое пение кажется нелепым, трудно. Но, наверное, так же неловко англичанам слышать знакомый мотив с непонятными русскими словами. Мы для них - другие.

Выставка открыта до 11 января

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать