Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 3707 от 30.10.2014 под заголовком: Логика катка

Почему погибает Музей кино

Каким бы ни оказался исход конфликта сотрудников Музея кино с назначенным сверху директором, очевидно, что это конфликт не локальный, а институциональный

Как ни тяжело это признать, но в той логике управления культурой, которая возобладала сегодня в России, Музей кино, созданный 25 лет назад Наумом Клейманом, немыслим. Даже обескровленный, давно бездомный (из здания Киноцентра на Красной Пресне, построенного в том числе для музея, его выселили в 2005 г.) - немыслим все равно. И это не злая воля нового директора или, допустим, министра культуры, пусть даже их действия привели к тому, что все научные сотрудники музея во главе с Клейманом написали заявления об увольнении - и эти заявления были директором тут же подписаны.

Это логика процесса. Каток просто раскатывает асфальт, давно и ровно, а что там росло, дело тридесятое (как и то, кто конкретно сидит сейчас за рулем катка). Не исключаю, что для чиновников Минкульта Музей кино - просто одно из многочисленных бюджетных учреждений, деятельность которого надо оптимизировать. Это для нас - всех, кто имеет отношение к кино и интересуется им как искусством, - музей был одной из главных точек формирования российской культурной среды, неформальной школой, из которой вышло поколение лидеров сегодняшнего отечественного кинематографа. И все годы, в течение которых мусолился вопрос о новом помещении, мы верили, что вопрос этот будет как-нибудь, пусть с компромиссами, но положительно решен. И ходили на митинги (помня о защите французской Синематеки в 1968-м), и писали статьи, и подписывали коллективные петиции куда-то наверх.

А там это просто никому не надо. Вот совсем. Чтобы была живая и независимая культурная среда, музей как авторский проект; чтобы что-то хранить и исследовать, а кого-то учить и развивать, показывая лучшее, что было в истории кино, - вот это как раз и немыслимо в логике катка. Институционально неприемлемо. И в этом смысле история Музея кино показательна не только для культуры.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать