В книге "Третье место" известный американский урбанист рассказал о фундаменте гражданского общества

В популярном исследовании о кафе и антикафе Рэй Ольденбург доказывает, что правильная тусовка в правильном месте - фундамент гражданского общества

Книга «Третье место», в оригинале вышедшая под названием The Great Good Place, - это апология мест отдыха, кафе, баров, кофеен, салонов красоты. Каждое их них, по мнению известного американского урбаниста, источник социальных чудес. В хорошем «третьем месте» люди ценятся в меру своих человеческих качеств. Здесь учатся вести разговор, относятся с иронией к себе и благожелательно к другим.

Потерявшаяся при адаптации названия отсылка к рассказу Генри Джеймса «Великое хорошее место» легко находится в самой книге: в первой части автор описывает идеальную концепцию городской среды, в духе той, что у Джеймса. Во второй рассматривает реальные «третьи места» - в Америке и Европе. Но если в рассказе Джеймса чудный мир, в который попадает главный герой, в итоге оказывается лишь сном (правда, изменившим жизнь героя к лучшему), то концепция городской среды, стоящей на трех китах - дом, работа, «третье место», - выглядит вполне жизнеспособной.

Каждой модификации «третьего места» - главной улице маленького американского городка Ривер-парк, английскому пабу, французскому кафе, американской таверне, классической кофейне - Ольденбург посвящает отдельную главу и показывает, как эволюция места связана с эволюцией общества. Каждая комната английского паба, например, памятник: общий бар, он же «эль-по-четыре», напоминает о временах, когда эль продавали по четыре пенса за кварту, бар-салон и салон-гостиная рассказывают историю демократизации английского общества, приватный бар - женской эмансипации. Сегодня все иначе: каждый может пить пиво в любом зале, а самый любопытный (заглянув в книгу «Третье место») - еще и узнать, где было принято убирать подставку из-под кружки, где нет и как это было связано с имиджем гостя.

Таких красивых деталей здесь множество: оказывается, столики во внутренней части бистро выбирают любовные пары и картежники, в 1930-е на 50 человек французов приходилось одно кафе, а увлечение дартсом сыграло печальную роль в судьбе многих «общих баров». Но «Третье место» отнюдь не сборник исторических анекдотов, а серьезное исследование, предлагающее рассматривать каждый факт и в политическом ракурсе. Несмотря на то что исследование было опубликовано в 1989 г., идея задуматься над тем, как «третьи места» противостоят диктатуре или власти капитала, звучит актуально.

Рэй Ольденбург. Третье место. М: Новое литературное обозрение, 2014.