Выставка "Сальвадор Дали и медиа" оказалась про деньги

Выставка о Сальвадоре Дали как герое и авторе газет и журналов представляет художника ловким дельцом и удачливым шоуменом
Гений и в рекламе - гений/ Е. Разумный/ Ведомости

Выставку «Сальвадор Дали и медиа» в Московском музее современного искусства можно было бы назвать «Сальвадор Дали и деньги». Все ее разделы так или иначе славят коммерческие таланты художника: «Арт-директор за деньги», «Гений маркетинга», «Арт-дилер», «Приглашенная звезда», есть, правда, и «Натуралист», но он рассказывает не о любви к природе, а о страхах перед пучеглазыми бабочками.

Выставка, организованная ММСИ и Фондом «Гала - Сальвадор Дали» (Фигерас) сделана изобретательно - и дизайнерски, и по содержанию. Но скуки от лицезрения нескольких залов с одинакового, журнального, формата экспонатами все равно было бы не избежать, если бы не герой или автор всех этих обложек и разворотов. Смотреть подряд много печатных листов Дали или про Дали не то что скучно, но утомительно - слишком долго приходится разглядывать. А когда разглядишь, перестаешь удивляться, как на затянувшемся выступлении фокусника.

Композиции Дали для журналов - его обложки и развороты, обложки и развороты про него - почти всегда такие же, как его живопись и графика. Они многодельны, причудливы, парадоксальны и редко представляют собой яркий, но лаконичный образ. Не считая, конечно, нескольких ранних сюрреалистических всем известных шедевров вроде Джоконды с усами или расплавленных часов-листьев из «Постоянства памяти».

Даже в рекламе авторства Дали предмету продажи редко отдается почетное место. Флакон рекламируемых на развороте Vogue 1947 года духов Desert Flower помещен в самый угол, рекламный текст почти не виден. Они не мешают тревожащему изображению таинственной желтой пустыни, нарисованной Дали в его узнаваемом стиле. Среди песка, куда деться, вырос цветок, но и он не спасает парфюм - Дали рекламировал не его, а себя.

Что, можно быть уверенным, не смущало рекламодателя - Дали публика любила. Он ее никогда не обманывал, за каждым его изображением она видела работу ума и рук. В этом смысле Дали - редкий художник ХХ века, которого никогда не упрекают вопросом, а где же здесь искусство. И тут он, конечно, больше, чем манипулятор.

У Дали была долгая творческая жизнь, начавшаяся в конце 20-х гг. ХХ века, во времена почитания художника как гения, провидца и безумца, а закончившаяся через шестьдесят лет в мире, где главным критерием значимости стали популярность и деньги. И он всегда шел в ногу со временем - сначала публиковался в артистических журналах, потом - в потребительских. Никому не известные эстетские L'Amic de les Arts и Gaseta de les Arts он сменил на буржуазные GQ и Vogue и многотиражные American Weekly и Newsweek. Сначала он искал себя творчески, а найдя, зарабатывал на своих фирменных приемах.

В последние свои годы Дали превратился в чистого клоуна, чему свидетельствуют на выставке записи его телевизионных выступлений и уморительный рекламный ролик шоколада, в котором главным героем становились пресловутые усы. Явная небрежность, с которой Сальвадор Дали, регулярно (чтобы не забывали) провозглашавший себя гением, играет в медиаигры, говорит о его презрении к потребителям этих дешевых эффектов. Но он не только творец, но и жертва медиа: один раз решив быть популярным и богатым, приходится до смерти развлекать публику.

Выставка открыта до 1 февраля