В криминальной драме "Общак" Тому Харди досталась собачья доля

В мрачной криминальной драме «Общак» (The Drop) главное - не сюжетные секреты, а то, что Том Харди похож на щенка питбуля
Герои Тома Харди и Нуми Рапас задумались, как назвать щенка/ kinopoisk.ru

Надо сразу сказать, что «Общак» - не про общак. Прокатчики искали русский аналог названия The Drop, но нашли не там. Общак на русском уголовном арго - воровской фонд взаимопомощи. А в фильме Михаэля Р. Роскама речь идет о точке, куда курьеры свозят криминальную выручку. Точка эта блуждает по району, чтобы труднее было накрыть. И одно из таких мест - бруклинский бар, в котором работают Боб и Марв - герои Тома Харди и Джеймса Гандольфини (роль стала для звезды «Клана Сопрано» последней). Боб - бармен, имя его кузена Марва значится на вывеске, но бар давно принадлежит не ему, а чеченской мафии. Фильм начинается с двух событий, равнозначных для развития сюжета.

Первое: в бар врываются грабители и забирают из кассы около $5000 - для Марва и Боба это большие деньги, и теперь их надо вернуть чеченскому боссу.

Второе: по дороге домой Боб находит в мусорном баке избитого щенка питбуля и знакомится с потревоженной шумом у дверей Надей (Нуми Рапас), нервной девушкой с темным прошлым. Но прошлое тут у всех темное. Да и будущее не светлее.

На экране тоже чаще темно (хотя бывают просветы) и тесно (бывает и улица, но обычно бар или квартира). В Нью-Йорке зима, и действие тоже подморожено, только оператор с композитором на пару нагнетают напряжение в кадре и за. Гандольфини грузно ворочается, как будто сидит не в баре, а в мутном аквариуме. Том Харди держит лицо пельменем и все время тормозит, что-то переспрашивает. Его герой, кажется, только и умеет, что выпивку разливать. «А что мне делать с собакой? У меня никогда не было собаки».

Эти демонстративные беспомощность и неприкаянность, конечно, роднят его со щенком из помойки. А такое родство, в свою очередь, не дает забыть о породе щенка - и, стало быть, героя.

Писатель Деннис Лихейн, чьи романы уже экранизировали Клинт Иствуд («Таинственная река»), Бен Аффлек («Прощай, детка, прощай») и Мартин Скорсезе («Остров проклятых), написал сценарий на основе собственного рассказа «Спасение животного». Дебютирующему в Америке бельгийскому режиссеру Михаэлю Р. Роскаму оставалось только подыскать животных нужной породы, зарифмовать трогательную морду с растерянным лицом.

И, посмотрите, они ведь правда похожи, щенок и Харди, маленький и большой питбули. Это сходство, кажется, диктует даже драматургию, которая сводится по большей части к томительной оттяжке действия. Вы знаете, что питбуль - собака страшная, но придется запастись терпением: щенок должен подрасти, и у молчаливого Боба не сразу дело делается.

Знакомство с Надей ведет не к лирической линии, а к новым проблемам. Вокруг ошивается Надин бывший, уголовник и психопат Эрик (Маттиас Шонартс), заявляющий права сперва на собаку, а потом и на девушку. А еще, все знают, это Эрик убил того парня, которого поминают в баре у Марва в самом начале фильма - тоже дело было зимой, десять лет прошло.

И герой Харди должен все это терпеть, ведь он старается быть хорошим. Бесплатно наливает старушке, спасает щенка, регулярно посещает церковь (вот только к причастию не подходит). И как-то так постепенно меняется его лицо, что хочется спросить, как в фильме «Однажды в Америке»: «Как ты жил все эти годы, Лапша?»

Как собака.

А нельзя, нельзя обижать собак.

В прокате с 30 октября