Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 3766 от 06.02.2015 под заголовком: Свобода прошедшего времени

В «Гараже» учат свободе

Выставка «Грамматика свободы / пять уроков» задумана как актуальная, но большинство работ создано, когда Восточная Европа была одним блоком
На выставке в «Гараже» знаменитые работы соседствуют с мало известными
С. Портер / Ведомости

Выставка в Музее современного искусства «Гараж» открывается «Ритмом 0» Марины Абрамович - самой яркой звезды современного искусства из родившихся в социалистическом лагере. Видео ее перформанса 1974 г. - несколько часов публика могла как хочет терзать Марину - продемонстрировало предельный градус жестокости «Грамматики свободы / пять уроков».

Жестокость сконцентрирована в первом из пяти разделов-уроков выставки современного искусства восточноевропейских стран: «Тело как инструмент освобождения». Здесь обнажение чаще пугает, чем раскрепощает. Даже знакомый, показавшийся невинным (аполитичным) на прошлогодней выставке «Гаража» перформанс Томислава Готовца «Загреб, я люблю тебя» смотрится радикальным. Возможно, причина проста - в прошлый раз документация бега голого художника по любимому городу относилась к началу 70-х, сейчас - 80-х. Автор стал толще, его произведение трагичнее. Но скорее остроты прибавило соседство с беспощадными к собственному телу и зрительскому благодушию работами Пшемыслава Квека и Зофьи Кулик, нашего Олега Кулика, Петра Штембера. Правда, конфликт искусства экзистенциального с политическим на выставке присутствует и не разрешается.

Перформансы есть и в других частях экспозиции, поскольку собственное тело - самый доступный материал для не вписанных в систему, маргинальных, а потому бедных художников. Кураторы выставки (Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур) представляют их искусство протестным. Тут в каждом разделе художники с чем-то борются. На втором уроке - «с несправедливым распределением искусства и идей», на третьем - «за права» (критикуя трудовые отношения). На пятом уроке «Трудности как определяющая сила» демонстрируют поиск «врагов», мешающих свободе (национализм, религиозный фундаментализм, глобализация и т. д.).

Сквозная борьба максимально актуализирует содержание выставки. Кръстева в разговоре с «Ведомостями» подчеркивала, что выставка - не ретроспектива, а полезное напоминание о разных способах сопротивления. А вопрос о свободе стоит на повестке дня.

Но центральное произведение выставки этот вопрос снимает. За отдельной выгородкой, в белом шатре, словно вне всей экспозиции, демонстрируется инсталляция 1997 г. «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта» другой всемирно знаменитой арт-звезды - Ильи Кабакова. Это огромный сервированный стол, в центре которого - тарелка с яблоком. Оно недосягаемо для тех, кто за этим столом может сидеть и чье присутствие обозначено альбомными листами с записью раздумий, как же яблоко заполучить.

Зрелищная и сильная вещь состоявшегося художника. Кабаков вступил в мировой художественной процесс со своей темой, выпестованной в несвободном социуме. Но сумел превратить ее из маргинальной, советско-коммунальной в универсальную, общечеловеческую. Его тотальная инсталляция про запретный плод демонстративно противоречит генеральной теме выставки про уроки свободы. Вернее, дает главный, не объявленный в расписании урок - дело не в борьбе за свободу, а в ее созидании. В самом творческом акте.

Если бы Кабакова на выставке не было, то ее можно было бы считать стопроцентно состоявшейся. И заканчивалась она бы правильно - свежим видео группы «Что делать?». Разговорный фильм «Исключенные. В момент опасности» как раз с актуальными, политическими вопросами разбирается, а от экзистенциальных уходит.

Выставка про свободу показывает работы 60 художников, но ее уроки не проясняют главного - насколько и в чем искусство, рожденное в условиях несвободы, едино. Или опыт преодоления внешних и внутренних застенков индивидуален и независим от политического климата страны рождения художника.

До 19 апреля

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать