Легкомыслие спасло кинофестиваль «Дух огня»

Фестиваль в Ханты-Мансийске в этом году был формально посвящен грядущему юбилею Победы, но конкурсные фильмы оказались миролюбивыми
Кинофестиваль «Дух огня»

«Чертова дюжина» обрекла некогда зажиточный фестиваль, вышедший из нефтяного достатка, на житейские трудности. По грустным бюджетным причинам 13-й «Дух огня» вынужден был поступиться количеством рабочих дней, из-за чего международные и российские показы наехали друг на друга.

Фестиваль решили посвятить грядущему юбилею Победы - с тем чтобы он стал, как бойко объявил на торжественном приеме посланец курирующей компании «Газпром нефть», «первым в этом году событийным мероприятием, раскрывающим тему Победы». Тему раскрыли, в частности, посредством специальной программы, составленной президентом фестиваля Сергеем Соловьевым из лучших отечественных фильмов о детях на войне.

Воинский дух не пропитал, однако, две конкурсные программы, носившие исключительно мирный характер. А приз зрительских симпатий - главный в российском конкурсе - взял даже не «Класс коррекции» Ивана Твердовского и не «Братья Ч.» Михаила Угарова, склоняющие зрителей каждый на свой лад к напряженным раздумьям, а комедия положений «Полное превращение» дебютанта Филиппа Коршунова. Ее главный герой - юный авантюрист в веселом исполнении дебютанта Олега Гааса, и само рождение этого фильма тоже было авантюрой: Павел Санаев был поставлен перед необходимостью сочинить сценарий за две недели до съемок и вписать драматургию в скромные производственные возможности.

Но не подумайте, что все серьезное было нещадно попрано: режиссер Твердовский увез домой президентскую награду «Цветы таежной надежды», Егор Корешков был объявлен лучшим актером за роль Чехова в «Братьях Ч.», а аналогичный женский приз достался Александре Бортич и Марине Васильевой - за их дуэт в драме Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут».

Международная программа тоже оказалась чужда духу воинственности. Героя забавной венгерской драмы «По необъяснимой причине» режиссера Габора Рейиса («Бронзовая тайга») «героем» и называть-то странно, настолько неуверен в себе этот нелепый парень. В еще большей мере это относится к снятому практически без сценария «Юному поэту» француза Дамиена Манивеля («Серебряная тайга»). Но больше других фильмов жюри полюбило, и справедливо, негромкую испанскую драму «Цветы» режиссерского тандема Хон Гаранья и Хосе-Мари Гоэнага. Этим двоим оказалось достаточно несложного сюжетного хода (скромная работница средних лет ни с того ни с сего начинает регулярно получать букеты от неизвестного отправителя), чтобы вырастить из этого корня тонкий рассказ о потерях, надеждах и прочем важном содержимом женской жизни.

Ханты-Мансийск