Фестиваль «Кинотавр» в Сочи: старикам здесь не место

В большом конкурсе 14 картин, предпочтение отдано молодому кино
Фестивальный конкурс тронулся в дорогу/ Валерий Матыцин/ ТАСС

В качестве самого почтенного мэтра, чуть ли не старейшины конкурса выступает Алексей Федорченко с фильмом «Ангелы революции». Десятилетней давности «Первые на Луне», сделавшие режиссеру Федорченко громкое международное имя, представляли собой с виду документальный плод, выращенный из нахальной выдумки. А новейшие «Ангелы» используют реальный исторический факт как повод для причудливой саги о миссионерах отечественного авангардного искусства, которые в 1934 г. отправились на советский Крайний Север искать общий язык с тамошними строптивыми шаманами, не готовыми с ходу принять новые веяния из центра.

Будучи пока что неизвестными на родине, «Ангелы» уже успели отпраздновать свою мировую премьеру – зимой на Берлинском фестивале. Той же берлинской коллекции «Кинотавр» обязан еще двумя поступлениями: «14+» Андрея Зайцева и «Пионерами-героями» Натальи Кудряшовой.

В названии первого фильма, маркированного практически условным возрастным ограничением 12+, содержится указание на юные годы его героев – Ромео и Джульетты из спального района современного большого города, и можно с большой долей уверенности предположить, что мы без особого труда узнаем режиссера Зайцева по легкой походке и обаятельной повадке, которыми были отмечены его первые «Бездельники».

У автора «Пионеров-героев» больших режиссерских свершений за спиной нет, только короткометражные успехи плюс путь драматической актрисы. Так что в данном случае правильнее всего будет отказаться от предположений и отнестись к дебюту режиссера Кудряшовой как к чистому листу, сквозь который проступит в новой версии очередная история про столичную жизнь трех провинциалов, ушибленных советским детством.

Фланг дебютантов сочинского конкурса интригует не одними лишь «Пионерами» с берлинским знаком качества. Экс-телевизионщик Артем Темников в No comment метит в горячую тематическую точку – исламский радикализм. Виктор Демент выступает с одноименной экранизацией рассказа Владимира Тендрякова «Находка», и само сегодняшнее обращение к этому отличному писателю уже тянет на неожиданность. Известный сценарист Денис Родимин дебютирует в режиссуре «Гостем» – притчей о стародавнем конфликте самоуверенного знания и не поддающихся ему таинственных обстоятельств. «Чайки» Эллы Манжеевой – тоже притча, калмыцкая по рождению, скупая на события и изысканная внешне. Серьезные ожидания фестивальной публики связаны с «Тряпичным союзом» Михаила Местецкого, которого «Кинотавр» привык поощрять за остроумные короткие работы, – и вот теперь полный метр о великолепной пятерке: тихом подростке, разудалой победительной троице его новых старших друзей и барышне, имеющей на них свои виды. Одного из членов «тряпичного союза» играет Александр Паль, он же исполняет главную роль в «Парне с нашего кладбища»: братья-дебютанты Антон и Илья Чижиковы рискнули прогуляться не слишком-то популярным в нашем кино кладбищенским маршрутом по пригоркам черного юмора.

Интрига

Фильм-открытие фестиваля – «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, который примечателен не столько воскрешенным альянсом знаменитого режиссера со Светланой Ходченковой, сколько его куда более неожиданным для многих союзом с Сергеем Довлатовым, по мотивам которого фильм поставлен. Отдельный интерес вызывает апелляция в названии к Иосифу Бродскому и авторское пояснение, что под прекрасной эпохой он тут имеет в виду ранние шестидесятые. При том что действие «Компромисса» Довлатова, откуда мотивы и позаимствованы, относится к более поздним временам, которые объявлять прекрасными получается с трудом.

Правда, по части веселья и отваги у братьев Чижиковых есть слишком мощный конкурент – Василий Сигарев со «Страной Оз», задуманной и последовательно осуществленной как лихой смачный плевок в лицо так называемому доброму кино, навечно измазанному в розовых соплях. По-своему совершенный образчик этого кино – новогодняя комедия с продолжением, ежегодно собирающая миллионы за праздничную неделю. Она и представляет собой главную мишень для недоброго режиссера Сигарева, который даже Инну Чурикову научил нехорошим словам и заставил произносить их вслух с экрана.

От Елены Хазановой подобных художественных резкостей ждать не приходится: Евгений Миронов с Чулпан Хаматовой в ее «Синдроме Петрушки» по прозе Дины Рубиной вовлечены в интеллигентный, чуждый эпатажу диалог с мифом покрупнее и постарше, чем отечественный добрый-новогодний, а именно – с мифом о Пигмалионе и Галатее.

Иван Вырыпаев, руководящий столичным театром «Практика» и в собственном творчестве не чуждый интереса к разным духовным практикам, выступает в Сочи со «Спасением» – о новом опыте, который приобретает польская монахиня в высокогорьях Тибета, и я уже слышу, с каким яростным звоном скрещиваются шпаги сторонников и противников такого искусства.

Главными триумфаторами прошлогоднего «Кинотавра» стали, кто забыл, Александр Котт с «Испытанием» и Анна Меликян со «Звездой». Оба режиссера успели за год сделать по новой большой работе, и было бы странно не увидеть их в новом конкурсе, к тому же «Инсайт» и «Про любовь» интересны далеко не только в формате «новые достижения наших юбиляров». Если в «Испытании» режиссер Котт ценою немоты обострил собственное зрение, то в «Инсайте» он ослепляет главного героя, взамен одаривая его чем-то, может, и посущественней физической способности видеть реальный мир, и результат этого авторского опыта с участием Александра Яценко и Агриппины Стекловой – одна из основных интриг нынешнего «Кинотавра».

Очевидно, что мощный актерский дуэт – один из козырей «Инсайта», но в вопросе о количестве качественных актерских имен ни один конкурсант не может соперничать с фильмом Меликян, который сделан ровно про то, что значится в его названии, и состоит из россыпи историй на заданную тему, разыгранных Владимиром Машковым, Ренатой Литвиновой, Евгением Цыгановым, Михаилом Ефремовым, Марией Шалаевой, Равшаной Курковой, Юрием Колокольниковым, Алексеем Филимоновым, Юлией Снигирь – в общем, в глазах рябит заранее.