Вручена премия «Дебют» – для литераторов моложе 35 лет

Однако получили ее далеко не новички – прозаик Сергей Самсонов и поэт Владимир Беляев
На сцену вышло новое поколение литературы/ М. Стулов/ Ведомости

Автору замечательных «Аномалии Камлаева», «Кислородного предела» и недавнего эпоса «Железная кость» присудили юношеский камер-юнкерский чин в точности к 35-летию – теперь Сергею Самсонову официально позволено числиться при литературном дворе. Награждение давно сложившегося, зрелого мастера премией за удачное начало отдает горькой иронией – в упрек не «Дебюту», а другим конкурсам: Самсонов ухитрился проскользнуть мимо всех основных литературных наград.

Ясно сознавая всю странность пребывания в контексте «Дебюта», писатель подал рукопись на конкурс под псевдонимом Горшковозов. Ну да, он и возит все эти 10 лет своей безупречной литературной службы горшки, только не с тем, с чем вы подумали, а с цветами и живыми растениями слов. «Дебютом» Сергей Самсонов был награжден за роман «Соколий рубеж» – 857-страничное полотно о Второй мировой войне. Сквозь «табуны поярковых туч» и «свинцовые хмари», «пологи вороненого дыма» и «бурого праха» этого, рискнем предположить, чуть более барочного, чем требовал замысел, сочинения пока что сумело пробиться только жюри – Алиса Ганиева, Владимир Губайловский, Евгений Ермолин с Андреем Геласимовым во главе. Андрей Геласимов, вручая Самсонову птичку за победу в номинации «крупная проза», сравнил его новый и еще не опубликованный роман с «Илиадой»: как в эпосе Гомера, Самсонов с равным интересом и участием пишет о русском и немецком летчиках-асах, Ахилле и Гекторе ХХ в. Любопытно, что действие двух других работ, вошедших в шорт-лист в номинации «крупная проза», «Безымянлага» Андрея Олеха (г. Самара) и «Квартиры» Вячеслава Ставецкого (г. Ростов-на-Дону), также развертывается во время Второй мировой войны.

В номинации «малая проза» победил Глеб Диденко (г. Ростов-на-Дону) с довольно обыкновенными, хотя и точными в описании жизни провинции рассказами о пустоте бытия и равнодушии человека как к ближнему своему, так и к самому себе. Уловить, чем рассказы Диденко превосходят живые и запоминающиеся миниатюры Вадима Шамшурина (г. Санкт-Петербург), ветерана шорт-листов «Дебюта», в которые он попадал и в 2003-м, и в 2005-м, и в этом году, – миссия почти невыполнимая.

Миллионеры

Приз, доставшийся каждому из четырех победителей в основных номинациях, внушителен – 1 млн руб. Эта сумма была учреждена в 2013 г., между тем как премия «Дебют» вручалась уже в 16-й раз.

Лучшим поэтом был признан Владимир Беляев из Санкт-Петербурга, автор, чье имя в сочетании со словом «дебютант» звучит не меньшим оксюмороном, чем в случае с Сергеем Самсоновым. Владимир Губайловский, вручавший поэту премию, сравнил его поэзию с травой, растущей над бездной. И правда похоже. Стихи Беляева – о потерянности, боли и сиротстве на вечном русском сквозняке: «вышли из трапезной. ветрено, дымно. / сад облетает. покоятся зеркала. / в каждом – то небо проглядывается, то имя. / родилась, умерла. / поздние птицы поют как сестры. / спать не дают, а проснуться нельзя. / гильзы в траве – ваши чистые слезы. / что ни найдешь – обещанная земля».

Николай Подосокорский из Великого Новгорода победил в номинации «эссеистика» за свободный и смелый текст «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского как повесть о масонской инициации».

В этом году на конкурс пришло неожиданно много работ, рассчитанных на детскую аудиторию, – сказок, повестей о детстве и первой любви. В ответ основатель премии – депутат Госдумы Андрей Скоч учредил спецприз «За лучшее произведение для детей и подростков», который получил музыкант и чаевод Дмитрий Кунгурцев (г. Сочи), пишущий под псевдонимом Бучельников, за повесть «Маджара». Нет ничего более естественного для премии, рассчитанной на молодых авторов, еще не забывших, как они были детьми, включить и такую номинацию.

Церемония в отеле «Золотое кольцо» завершилась краткой речью бессменного координатора премии Ольги Славниковой, напомнившей о том, что «Дебют» – это «территория мира». Награда, существующая вне политической конъюнктуры, оценивающая уровень текстов независимо от того, где живут их авторы – в Белоруссии, на Украине или в России.