Вручение «Оскаров» прошло без сюрпризов

Ведущий церемонии шутил на тему расизма, статуэтки раздали по большей части тем, кому их и прочили
Через 22 года после первой номинации на «Оскара» Леонардо Ди Каприо его все-таки получил/ ADRIAN SANCHEZ-GONZALEZ/ AFP

Ведущий церемонии – чернокожий стендап-комик Крис Рок демонстрировал умение превращать скандал в шутку, местами довольно злую. «Я тут на «Оскаре», известном также как Выбор белых людей», – приветствовал он аудиторию, напоминая о недавних протестах по поводу отсутствия среди номинантов актеров-афроамериканцев. И дальше возвращался к теме несколько раз. Каламбурил после рекламной паузы: And we’re black («Мы чернулись»). Соглашался, что Голливуд – расистский, и тут же добавлял, что это расизм клуба домохозяек. Недоумевал, почему столько шума именно в этом году: «Это 88-я церемония вручения наград академии, и я уверен, что такое случалось как минимум 71 раз, в 50–60-е чернокожих не номинировали годами». Прошелся по номинантам, заметив, что времена меняются «и теперь у нас есть черный Рокки» («некоторые называют его Кридом»). Но что «Рокки» все равно научная фантастика» (потому что там белые спортсмены хороши так же, как черные), «даже «Звездные войны» правдоподобнее». Для Сильвестра Сталлоне вечер был однозначно испорчен: многие были уверены, что он получит за роль Рокки «Оскара», как сорок лет назад (пусть теперь она и «второго плана»), это было бы красиво. Но статуэтка ушла к Марку Райленсу, сыгравшему советского агента Абеля в «Шпионском мосте» Стивена Спилберга, – и это было справедливо.

Самые яркие моменты «Оскара-2016»

Неожиданностей в призовом списке практически не было. В том, что «Оскара» за лучшую главную мужскую роль наконец-то получит Леонардо Ди Каприо, был уверен, кажется, весь мир. И Ди Каприо получил заветного истукана. Не было сомнений и в выборе лучшей женской роли – Бри Ларсон за «Комнату» собрала уже столько призов, что «Оскар» был закономерным финалом. Чуть менее предсказуемой была номинация «Лучшая женская роль второго плана». В ней победила молодая Алисия Викандер из «Девушки из Дании», обойдя Руни Мару из «Кэрол» и Кейт Уинслет из «Стива Джобса». Но роль и правда достойная, пусть и в слабом фильме. (На полях можно заметить, что «женские роли второго плана» в этом году были, по сути, главными – и у Викандер, и у Мары, и у Дженнифер Джейсон Ли в «Омерзительной восьмерке», и даже у Кейт Уинслет.)

Аутсайдеры

Из номинантов на «Лучший фильм» совсем без призов остались «Марсианин» Ридли Скотта и «Бруклин» Джона Кроули. Кроме того, академики не удостоили вниманием такие заметные картины, как «Кэрол» Тодда Хейнса, «Стив Джобс» Дэнни Бойла, «Убийца» Дени Вильнева и «Звездные войны: Пробуждение силы» (проигравшие во всех «технических» номинациях).

Что касается главной номинации «Лучший фильм», то и здесь интрига практически исчезла после объявления наград профильных гильдий: актерской, режиссерской, продюсерской и сценарной. Явным фаворитом была производственная драма «В центре внимания» о расследовании бостонскими журналистами случаев педофилии в католической церкви. Она и выиграла. Поспорить с ней могла изобретательно снятая «Игра на понижение» о людях, предсказавших ипотечный кризис 2008 г., – эта картина получила приз Гильдии продюсеров, один из самых серьезных на оскаровских весах. Оба фильма были актуальны по проблематике, но академики предпочли более традиционный по киноязыку.

Шансы вестерна «Выживший», несмотря на обилие уже полученных наград, были скорее иллюзорны. Как напомнил американский The Hollywood Reporter, в истории еще не случалось, чтобы «Оскара» за лучший фильм выиграла картина, не имевшая сценарной номинации или награды Гильдии сценаристов. А у «Выжившего» их не было. Но Алехандро (с некоторых пор сокративший Гонсалеса до Г.) Иньярриту уверенно шел на второго подряд «Оскара» за режиссуру (режиссерская гильдия присудила свою награду ему), а Эммануэль Любецки – на второго подряд «Оскара» за операторскую работу. Год назад оба получили статуэтки за «Бёрдмена», который тогда стал еще и лучшим фильмом. Теперь, пусть и без «Лучшего фильма», они опять триумфаторы. Любецки, у которого это уже третий «Оскар», вообще теперь, видимо, должен считаться главным кинооператором современности. Хотя среди его конкурентов в этом году были мастера не хуже. Но «Выживший», как мы уже писали, больше всего похож на спорт высоких достижений, а считать такие работы искусством – довольно распространенное заблуждение.

Куда больше, чем Иньярриту, награды за режиссуру заслуживали Адам Маккей («Игра на понижение») или Джордж Миллер («Безумный Макс. Дорога ярости»). Но первому дали лишь «Оскара» за лучший адаптированный сценарий (за лучший оригинальный получил «В центре внимания»). А «Дорога ярости» все-таки слишком безумна и прекрасна, чтобы вписаться в главные оскаровские ворота. Но из десяти номинаций (больше было только у «Выжившего») «Безумный Макс» выиграл в шести – как и предсказывали прогнозы, технических (лучший монтаж, монтаж звука, сведение звука) и декоративных (лучшие костюмы, дизайн, а также грим и прически). Правда, награду за лучшие визуальные эффекты фильм Миллера уступил скромной фантастической драме Алекса Гарленда «Из машины» (Алисия Викандер сыграла там робота).

Музыкального «Оскара» получил классик Эннио Морриконе за «Омерзительную восьмерку» Тарантино. В документальной номинации все проблемные картины (о наркокартелях в Южной Америке или геноциде в Индонезии) обошла биография певицы Эми Уайнхаус («Эми»). Лучшей полнометражной анимационной картиной стала пиксаровская «Головоломка», а лучшей песней признана Writing’s On The Wall из фильма «007: Спектр» – и той и этой предсказывали победу. Единственный российский номинант – анимационная короткометражка Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» – уступил чилийской «Медвежьей истории». В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» наших не было, потому что российский оскаровский комитет по привычке предложил туда Михалкова. Здесь тоже победил фаворит – обладатель каннского Гран-при венгерский «Сын Саула».