На ВДНХ открыли выставку наивного искусства

Она хорошо продумана, отлично сделана и очень задорная
«Вечные ценности» – яркая выставка/ ВДНХ

Выставка «Вечные ценности», открытая в павильоне «Карелия» на ВДНХ, собрана из коллекции музея-заповедника «Царицыно», и большинство вещей уже много раз демонстрировались на разного рода показах наивного искусства. Но новое место не могло не повлиять на характер экспозиции – летняя выставка в развлекательном парке рассчитана не на музейную, а на прогуливающуюся публику.

Куратор «Вечных ценностей» Алексей Лебедев – ученый, известный теоретик музейного дела, и он сделал свою выставку ну прямо-таки идеально, с учетом всех обстоятельств места и времени. Весь материал – 190 произведений 70 художников – структурирован по компактным тематическим разделам (например, «Герой», «Копии и пересказы», «Советский миф»), так что впечатления ритмично меняются и выставку не устаешь смотреть. Каждому разделу предшествует пояснение, написанное очень понятно и коротко, так что самый неосведомленный зритель может понять, в чем ценность внешне неказистых произведений незаурядно вдохновенных, но не слишком умелых художников. У знатоков нет никаких претензий к кратким формулировкам.

Нашел и собрал

Коллекция наивного искусства музея «Царицыно» была собрана стараниями Вадима Помещикова, погибшего более 10 лет назад. Он собирал работы полтора десятка лет, и благодаря его знаниям, вкусу и пониманию сущности наивного искусства музей имеет сейчас отличные вещи.

Ну и конечно, сам материал выставки отлично отобран, классики жанра представлены знаковыми вещами: Елена Волкова – золотой «Рыбой», Павел Леонов – многочастной «Прогулкой», Алексей Пичугин – искусно вырезанным деревянным рельефом, переводящим в пространство героев «Явления Христа народу» и «Последнего дня Помпеи», Катя Медведева – девичьи нежным «Пробуждением России». Тому, кто главные хиты отечественного наивного искусства наизусть выучил, тоже есть что для себя открыть. Например, лаконичную и красивую «Эстонку» В. Рийнер (наверняка это женщина, но инициал раскрыть не удалось) или многофигурную, туманно-импрессионистскую «Свадьбу в Гюмри» Григора Апояна.

Еще одна особенность места нахождения выставки – павильоны ВДНХ являются памятниками архитектуры и никаких гвоздей в их стены не забьешь. Поэтому для каждой выставки неминуемо надо ставить выгородки. Что дало повод дизайнеру Эрику Белоусову выстроить целый ярмарочный городок и раскрасить его очень лихо и ярко, соорудить деревянные табуретки-постаменты для скульптуры, повесить гирлянды лампочек и даже этикетки написать продуманно коряво. Белоусов известен прежде всего как дизайнер-график, и опыт наступательного очаровывания, полученный в рекламе, тут, кажется, ему и помог.

Но одно дело – энергия наивного художника, а она и есть, возможно, главная ценность искусства, называемого инситным, другое – профессиональная работа в стиле примитива. И тут надо отдать должное мастерству и вкусу Белоусова, устроившего отличный визуальный аккомпанемент хору народных художников. Активный дизайн, редкий случай, только усилил радость, которую дарит самодеятельное искусство. В общем, «Вечные ценности» – не только познавательная и красивая, но очень энергичная и веселая выставка.

До 14 августа