Аппарат, на котором спустился на землю Юрий Гагарин, показывают в Мультимедиа арт музее

Выставка «Русский космос» соединила искусство и технику
Даже не верится, что в этом устройстве из космоса на Землю спустился человек/ Е. Разумный/ Ведомости

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток», на котором, как гласит представленный публике сертификат, «12 апреля 1961 года был совершен космический полет первым в мире космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным», доставлен в «Мультимедиа арт музей». Обычно эта реликвия хранится, как написано в том же сертификате, скрепленном несколькими подписями, в «демонстрационном зале Музея НПО «Энергия», а теперь вот выставлена на обозрение в одном из самых популярных московских мест.

На обывательский взгляд, аппарат этот устрашающе мал для того, чтобы спустить человека из космоса на Землю. Когда смотришь на этот и другие подобные механизмы, особенно хорошо чувствуешь, насколько все космонавты – герои. За аппаратом помещена увеличенная почти во всю стену и известная всему миру фотография Гагарина, докладывающего руководителям государства о выполнении поставленной ему задачи. Рядом также хорошо известные фотографии Валерия Генде-Роте о том, с какой искренней радостью люди встречали Гагарина.

Выставка «Русский космос» в «Мультимедиа арт музее» посвящена 55-й годовщине полета Гагарина, и аппарат, на котором он приземлился, – главный ее экспонат. В Музее космонавтики или в Политехническом он бы не выглядел так эффектно, как здесь. Среди разного рода произведений пытливого ума и художнических фантазий этот круглый обгоревший металлический шар смотрится символически – не как вестник новой эры, а как завершение исканий, воплощение мечты. Поскольку тема выставки – путь утопической идеи, пришедшей к мечтателю Константину Циолковскому, вдохновленному учением философа Николая Федорова о преодолении смерти и выхода из «крепостной зависимости от Земли», к ее воплощению – полету человека в космос. И дальнейшему пониманию, что этот полет никак не преобразил человечество.

Второй запуск

Выставку «Русский космос» Ольга Свиблова впервые сделала в туринском музее Кастелло ди Риволи пять лет назад, она прошла с успехом. Проект удалось повторить в Москве только сейчас, он претерпел некоторые изменения, но основная идея осталась.

Идею выставки последовательно представляют самые разные экспонаты – рукописи и рисунки Циолковского, его слуховая труба и жестяные макеты ракет, графика художников русского авангарда с супрематическими композициями, похожими на модели зависших в космосе орбитальных станций, макет в масштабе 1 к 50 реальной международной космической станции. И как соединение фантазии искусства и практических достижений – псевдонаучная документация в альбоме графики «Центра космической энергии», сочиненного Ильей и Эмилией Кабаковыми.

Большая часть экспозиции отдана работам современных художников, достаточно новым, хотя и виденным. В них можно найти самое разное отношение к теме – ерническое, как в акварелях Павла Пепперштейна на тему «Христос в космосе» (на всякий случай – никакого святотатства и оскорбления чувств), или ностальгическое, как в детском воспоминании «Карандаш Гагарина» Александра Джикии. Мечта о космосе может быть представлена смешно – «Спутник» группы АВС («Арт бизнес консалтинг») собран из старых клавиатур и парит на фоне космического пейзажа, составленного из засвеченных на ксероксе листов А4. А может быть трактована жестко – веселые контуры ракет и спутников Сергей Шутов очертил колючей проволокой. А есть просто красивые пейзажи Константина Батынкова и Алены Кирцовой. Интересно, что некоторые научно-практические документы вроде проектов интерьеров космических станций, сделанных легендарной Галиной Балашовой, или технические фотографии астрономов кажутся художническими фантазиями.

Выставка «Русский космос» отлично задумана Ольгой Свибловой, но воплощена не безукоризненно, ее легко упрекнуть в эклектичности и неряшливом построении экспозиции. Но это простительно, потому что выход за рамки привычной трактовки освоения космоса как нашей победы – не над земным рабством, а над политическим соперником – насущно необходим. Гордиться случившимся полвека назад больше невозможно, нужны новые свершения и большие цели. И надо понимать, из каких высоких помыслов они рождаются.

До 11 сентября