Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 4082 от 26.05.2016 под заголовком: Рисованная комедия нравов

Карикатуры Ивана Всеволожского впервые показывают в музее «Царицыно»

Выставка «Тузы, дамы, валеты» похожа на иллюстрированный роман нравов

В названии «Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И. А. Всеволожского из собрания В. П. Погожева» первое предложение сочинено музеем для приманки публики, второе же прямо отражает содержание выставки, но никого не может заманить двумя мало известными именами. То есть директор императорских театров Иван Александрович Всеволожской (чью фамилию также пишут как Всеволожский) остался в истории русской культуры прежде всего как заказчик «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» Чайковского, но о его помощнике Владимире Петровиче Погожеве известно только совсем узкому кругу историков театра.

Зато не упомянутое в названии имя куратора выставки Аркадия Ипполитова могло бы привлечь музейных завсегдатаев, поскольку репутация его как интеллектуала и литератора очень высока и если уж он взялся за какое-то дело, то результат обещает быть блестящим.

Так случилось и на этот раз. «Тузы, дамы, валеты» – это прежде всего показ 150 карикатур отменного рисовальщика Всеволожского на людей 80-х годов XIX в. Люди эти и по сей день знаменитые, а также подзабытые и ушедшие в небытие – герои политической, светской и театральной жизни времен царствования Александра III. Изображены они аристократом и высокопоставленным государственным служащим без всякого снисхождения. Большеголовые, с выпученными глазами и выпирающими носами – герои акварелей никакой симпатии и уважения не вызывают, даже если являются всесильным обер-прокурором Святейшего синода Победоносцевым, великим описателем Замоскворечья Александром Островским или его любимой актрисой Савиной. Недаром Всеволожской свои карикатуры, в которых явно отводил душу, не показывал, а подарил своему верному помощнику Погожеву. Тот в отличие от патрона пережил революцию, в 37-м был отправлен в ссылку, сохранил коллекцию, а также написал воспоминания «Силуэты театрального прошлого». Они изданы к выставке и совершенно очаровательны благодаря искренности и деликатности автора.

Ряд одноформатных и однотипных листов – не слишком выигрышный объект экспонирования. Но выставка сделана по-театральному – с эффектами и фантазией. К карикатурам добавлены в качестве дивертисмента фотографии сцен из первой постановки «Спящей красавицы», костюмы к которой шились по эскизам того же Всеволожского, а также пара самих костюмов и вееров, саморучно расписанных все тем же директором императорских театров все теми же пучеглазыми и узнаваемыми уродцами.

Но никакие дизайнерские ухищрения не могут сделать увлекательной демонстрацию однотипных карикатур на большей частью не знакомых нам людей. Интересной и осмысленной делают ее написанные Ипполитовым пояснения.

Опознаны герои карикатур благодаря описи Погожева и его воспоминаниям о некоторых персонажах, но куратор выставки провел немало времени в библиотеках и архивах («Под конец мне это даже стало нравиться», – говорит Ипполитов), чтобы написать на каждого из персонажей маленькую, но емкую характеристику. Чтение пояснений – отдельное удовольствие. Во-первых, они объясняют смысл изображений, ведь Всеволожской делал их на злобу дня, во-вторых, все охарактеризованы так емко, что не только оживают сами и иллюстрируют времена и нравы, но и заставляют вспомнить романы Толстого и письма Чехова, биографию Чайковского и борьбу Станиславского и Мейерхольда с театральной рутиной. Становятся частью истории русской культуры, актуализируют ее.

До 25 сентября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать